ENG
В мире, Инвестиции

Бегом от Деда Мороза: Проекты для самых холодных столиц

В мире немало городов, условия жизни в которых относятся к экстремальным. Однако к столице предъявляются намного более высокие требования, чем к обычному городу. Поэтому в столицах с экстремально холодным климатом в последнее время реализуются достаточно интересные и потенциально прибыльные инвестиционные проекты, облегчающие горожанам жизнь.

Oliver Schauf | Wikimedia

Нуук, Гренландия

Если считать вместе со столицами стран столицы автономных территорий с особым режимом самоуправления, то первое место будет занимать Нуук, столица датской автономной территории Гренландия. Гольфстрим, конечно, сглаживает континентальность климата в Нууке. Среднегодовая температура там составляет -1,4 градуса, при этом зимой сильные морозы, в отличие от континентальных Улан-Батора и Астаны, редки. Главной проблемой является то, что этот, по местным меркам, «мегаполис» с населением более 17 тыс. человек сталкивается с таянием ледников в результате потепления климата. Ледник окружает Нуук, из города нет выезда, автомобильные дороги заканчиваются тупиками прямо на городской черте, сухопутного сообщения с миром нет. Вообще, между населенными пунктами Гренландии основное сообщение — либо по воздуху, либо на собачьей упряжке; междугородние шоссе отсутствуют. Достаточно сказать, что в настоящий момент в Гренландии, по статистике, насчитывается 15 тыс. ездовых собак против 4033 автомобилей — последние в основном принадлежат жителям Нуука.

Поэтому глобальное потепление может внести в жизнь гренландцев существенные изменения. Так, расположенный на вечной мерзлоте аэропорт Кангерлуссуак может разрушиться в результате таяния. А в 2012 году на окраине Нуука поток талой воды с ледника снес мост.

Тем не менее, возможность снабжать Нуук гидроэлектроэнергией перечеркивает весь негатив от таяния ледника — по крайней мере, для жителей столицы. До 1993 года, когда была построена электростанция в Буксефьорде, основным источником энергии был завозимый в Гренландию мазут (своей нефтедобывающей промышленности в автономии нет, хотя неразведанные ресурсы имеются). Эта электростанция стала первым возобновляемым источником энергии; к настоящему же моменту уже 70% гренландской электроэнергии добывается из возобновляемых источников, в основном гидроэнергетических. При этом уже в 90-х Гренландия со своим населением чуть более 50 тыс. человек умудрилась прославиться на весь мир, построив самый длинный пролет линии электропередач, проходящий через фьорд Амералик (его длина более 5 км). Сама электростанция была построена под ледником внутри горы, в которой за счет таяния ледника сформировался постоянный поток грунтовых вод. Глубина, на которой находится электростанция, составляет 600 метров, сама же электростанция представляет собой 14 километров туннелей и несколько резервуаров. В 2008 году на электростанции была запущена третья турбина, в настоящий момент имеются планы по дальнейшему развитию, проект можно рассматривать как достаточно перспективный объект для инвестирования в гренландской столице.

Гренландские эксперты прогнозируют, что к 2050 году по мере потепления климата и появления дополнительных возможностей разработки полезных ископаемых около половины населения Гренландии будет жить в Нууке. Учитывая это, мэрия продвигает еще ряд инвестиционных проектов, поскольку какое бы ни было потепление климата, Нуук все равно остается единственной в мире столицей с субарктическим климатом —  отсюда и происходят некоторые проблемы развития городской инфраструктуры. Так, в климатический аспект упирается вопрос о строительстве нового аэропорта. Дело в том, что аэропорт Нуука не международный: чтобы из Копенгагена или Рейкьявика попасть в Нуук, сначала нужно прилететь в Кангерлуссуак, а оттуда еще час лета до Нуука местным рейсом. Старый аэропорт модернизировать нецелесообразно, поскольку мешают горы, к тому же падающие с них воздушные массы создают турбулентность. Новый аэропорт планируется разместить на северной стороне Годхобсфьорда, через который ходит паром до Нуука. Все бы хорошо, да вот только зимой, хотя фьорд и не замерзает, движению парома часто мешают айсберги, в связи с этим не только пассажиры могут задержаться на той или другой стороне фьорда, но и сотрудники аэропорта могут не попасть на работу. На этот случай мэрия разработала масштабный план: проложить под фьордом тоннель, который будет самым глубоким в мире: по предварительным расчетам, глубина составит 850 метров, в то время как существующий самый глубокий в мире тоннель — в Норвегии — имеет глубину 290 метров. Экстремальная глубина тоннеля продиктована сейсмическими условиями.

Вопрос об отоплении города, которому пророчат быстрый рост, не отпадает, поскольку зима в Нууке все равно продолжается 8 месяцев в год, и какой бы мягкой она ни стала, все-таки это зима. В случае начала добычи под Нууком алюминия (тоже в связи с потеплением климата) компания Alcoa будет строить рядом с городом алюминиевый завод, горячей воды же, которая будет оставаться после охлаждения алюминия, хватит для отопления всего Нуука. Рассматривается также вариант с геотермальными источниками. Такой вариант успешно используется для отопления в Исландии, однако там геотермальные источники выходят на поверхность земли, в Нууке же нужно бурить скважину, согласно проекту, рассматриваемому мэрией, на глубину 198 метров. Впрочем, подобный опыт бурения скважин отопления геотермальными водами уже есть у Швеции.

Улан-Батор, Монголия

На втором месте среди самых холодных столиц мира находится Улан-Батор. Среднегодовая температура там составляет -0,4 градуса, то есть выше чем в Нууке. Однако в действительности климат там более суров: очень холодные зимы при относительно теплом лете. Основная проблема, вытекающая из климатических условий, для Улан-Батона заключена в сочетании с местными особенностями быта — колоссальное загрязнение воздуха за счет того, что значительный процент его 1,4-миллионного населения отапливает жилища чем попало. В Монголии до сих пор сохранился кочевой образ жизни, соответственно, по окраинам Улан-Батора находятся юрточные микрорайоны, где нет ни канализации, ни воды, ни отопления, зачастую даже электричества; почти половина жителей Улан-Батора живет в этих «шанхаях». Юрты отапливаются в основном углем (в то время как в сельской местности их отапливают более экологичным кизяком, но для жителей столичных пригородов уголь более доступен). На долю юрточных микрорайонов приходится около трети населения города (а по некоторым данным, до половины). Поскольку войлочная юрта быстро охлаждается, в суровые 30-градусные морозы в Улан-Баторе печи приходится топить круглосуточно. В результате столица Монголии превратилась в зону экологического бедствия.

Борьба властей с этим явлением ведется по двум направлениям. Первое — постепенная ликвидация юрточных кварталов и расселение жильцов юрт в многоквартирные дома. Также планируется ликвидация капитальных строений, которые, как и юрты, были возведены без разрешительных документов на землях-самозахватах. Второе направление — снабжение жителей юрт бесплатно, либо на льготной основе, бездымными печами. За счет этого планируется к 2025 году уменьшить смог на 50%, и загрязнение воздуха в Улан-Баторе окажется примерно на уровне Пекина. (В столице Монголии значительно грязнее, чем в китайских промышленных городах, а также в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Экибастузе, Караганде и даже Норильске). Следует отметить, что зимы в Улан-Баторе безветренные, поэтому дым никуда не выдувается.

Акция по раздаче печей обернулась, как и следовало ожидать, чудовищным расцветом коррупции и мошенничества. В частности, как только ее начали в 2008 году, как раз перед выборами, на бумаге стали появляться несуществующие юрты и даже целые кварталы. Граждане, получившие печи со скидкой, перепродавали их уже по другой цене. Раздавали еще и уголь, под видом бездымного всучивая гражданам обычный в расчете на то, что они проголосуют за того кандидата, который снабдил их топливом. В 2011 году власти стали раздавать жителям юрт действительно экологичное топливо, однако его производство в состоянии обеспечить не более 10% жителей юрт в Улан-Баторе. Программу в связи с невозможностью увеличения производства остановили. В 2012 году опять вернулись к идее раздачи бездымных печей.

В настоящее время появились перспективы улучшения ситуации. Основной инвестиционный проект в этой области — строительство еще одной электростанции в Улан-Баторе. Решение об ее строительстве было принято более 20 лет назад, однако только сейчас мэрия стала вести работу по привлечению инвестиций в проект. С начала прошлого года мэрия ввела нулевой ночной тариф на электричество, надеясь на то, что юрты будут топить электрическими обогревательными приборами. В качестве компенсации мэрия будет платить поставщикам электричества около 1,5 млн долларов США в год.

Вот здесь и начинаются сплошь одни вопросы, ответы на которые, видимо, будут зависеть от крупных инвесторов, в том числе иностранных, которые будут готовы вложить средства в энергетическое обеспечение Улан-Батора и в строительство там многоквартирных домов для расселения юрточных кварталов. Начнем с того, что электростанции в Улан-Баторе работают на том же угле, которым отапливаются юрты. Безусловно, имея очистные сооружения, электростанции наносят неизмеримо меньший вред окружающей среде, чем юрточные кварталы. Однако КПД сжигания угля на электростанции составляет 40%, а в печи, установленной в юрте — 80%. Бесплатное электричество ночью и такие компенсации для не очень богатой Монголии — не решение вопроса: нужны возобновляемые источники энергии.

Начало этого года ознаменовалось активным участием России (конкретно — Бурятии) в решении проблемы снабжения Улан-Батора электричеством. Делегация во главе с президентом Бурятии Александром Цыденовым 24 января побывала в Улан-Баторе, где в том числе решался вопрос о поставке в Монголию электроэнергии. По словам Цыденова, у Бурятии есть для этого ресурсы, и вовсе необязательно строить ГЭС на Селенге, проект которой подвергается критике со стороны природоохранных организаций. Также Цыденов отметил, что уже есть российский инвестор, готовый вложиться в строительство ЛЭП в Монголию, и сейчас ведется поиск инвестора для замены автоматики безопасности.

Астана, Казахстан

Климат Астаны близок к климату Улан-Батора с той разницей, что Астана находится на равнине и подвержена ветрам; также в столице Казахстана более жаркое лето. Астана находится на третьем месте среди самых холодных столиц мира: среднегодовая температура там составляет 3,2 градуса. Предыдущая столица, Алматы, по сравнению с Астаной — просто курорт. Поэтому, безусловно, вопрос о воздействии на климат Астаны перед местными властями и властями Казахстана стоит остро. Основной инвестиционный проект в этой области — Зеленый пояс Астаны. Это один из крупнейших инвестиционных проектов в столице Казахстана, созданный, чтобы снизить континентальность климата, характерную для Южной Сибири (зимой — проникновение сибирских холодных воздушных масс, летом — жарких среднеазиатских), а также для защиты от ветра и засухи. В настоящий момент это один из крупнейших в мире проектов искусственного озеленения. Работы в этом направлении ведутся еще с 2002 года. На сегодняшний момент высажено уже 70 тыс. га деревьев, к 2020 году площадь зеленого пояса составит 100 тыс. га. Основные инвестиции в проект направляются государством.

Второй проект, реализуемый в окрестностях Астаны, выполняется уже с участием частных инвестиций. Это проект тепличных комплексов, которые могут обеспечить продовольственную независимость не только Астаны, но и в перспективе всего Казахстана. С переходом казахов на оседлый образ жизни рацион их несколько изменился, стало больше потребляться овощей и фруктов, однако полноценная культивация тех возможна либо в лесной зоне на севере и северо-востоке страны, либо на юге. Остальная часть Казахстана — пустыни, степи и полупустыни с нехваткой оросительных ресурсов и суровыми зимами. В 2017 году на базе тепличного комплекса «Астана экостандарт» открылся Учебный центр зеленых технологий, который занимается данными проектами. Всего проект оценивается в 7,1 млн евро.

Автор: Роман Мамчиц

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья