ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Стартапы

Путь стартапов в большие корпорации

Екатерина Петрова — заместитель директора по акселерационным программам АО «РВК» 

Рискованность венчурных инвестиций нагляднее всего демонстрирует «выживаемость» стартапов. В 2015 году университетом Теннеси было проведено исследование, которое показало, что 44% стартапов прекращают свое существование в течение первых трех лет своей жизни. В ТОП-3 причин, из-за которых проект «ранней» стадии может стать неудачным, входят отсутствие потребности в продукте (42%), недостаток или отсутствие средств (29%) и плохая команда (23%). Если говорить о российском рынке, помимо озвученных причин, предприниматели часто сталкиваются с консервативностью и закрытостью крупного бизнеса. И даже при наличии сильной команды и востребованной технологии проектам не всегда удается привлечь инвестиции.

Однако в последнее время корпорации все чаще обращаются к инновациям, внедрение которых становится неотъемлемым условием сохранения конкурентоспособности бизнеса. В профессиональной коммуникации даже появился специальный термин, обозначающий модель поиска технологий на внешнем рынке — «открытые инновации».

Путем передачи экспертизы и интегрирования решений предпринимателей в свои технологические цепочки корпорации помогают существенно продлить срок жизни перспективных разработок и обеспечить их развитие. Пока наибольший интерес к модели проявляет крупный бизнес из быстроразвивающихся отраслей, например, IT- или банковских технологий, но спрос на инновации растет и в традиционных отраслях — АПК, металлургия, электроэнергетика, машиностроение и других.

Программы акселерации — это своего рода площадки для взаимодействия инвесторов, крупного бизнеса и стартапов. Участие в них дает возможность стартапу в кратчайшие сроки прокачать свой проект, получить мнение авторитетных экспертов и выстроить взаимодействие с потенциальными партнёрами и заказчиками. РВК проводит собственный акселератор GenerationS с 2013 года. По статистике, около 70% стартапов-выпускников получают выручку после окончания программы акселерации, 27% получили инвестиции от частных или государственных фондов, а за все время существования акселератора к началу 2017 года стартапам уже удалось привлечь 2,39 млрд рублей инвестиций.

Выпускники GenerationS совместно с крупными компаниями-партнерами тестируют решения, запускают пилотные проекты. Так, разработчики программной платформы для определения подлинности цифровых документов и фотографий Oz PhotoExpert запустили пилот по тестированию биометрической идентификации для защиты от мошенничества совместно с компанией QIWI, которая выступила индустриальным партнером акселератора, а команда проекта «Трансформатор с керамической изоляцией» продолжает опытные испытания образцов продукции и развивает технологию совместно с АО «ЕвроСибЭнерго». В случае успешного завершения НИОКР возможно строительство завода по производству трансформаторов в Иркутской области. Разработчикам устройства для автоматического анализа состояния кожи ScanDerm Pro удалось заключить партнерство с Биофармкластером «Северный» и МГМУ им. Сеченова и войти в ТОП-20 биомедицинских проектов России. Партнерами разработчиков среды программирования и runtime платформы для управления промышленными роботами RCML стали два крупнейших мировых производителя промышленных роботов — KUKA (Германия) и FANUC (Япония), их разработка была включена в проект «Фабрики будущего» рабочей группы TechNet Национальной технологической инициативы (НТИ), реализуемый совместно с НПО «Сатурн».

Российские проекты имеют высокий потенциал для развития не только в России: 25 выпускников GenerationS стали участниками международных акселерационных программ, а 73 стартапа успешно осуществляют международную экспансию. Так, российский разработчик систем компьютерного зрения, компания VisionLabs сотрудничает с подразделением Facebook — Facebook Artificial Intelligence Research, а также с компаниями Intel, Cisco и Deutsche Telecom. Совместно с Facebook создана платформа для разработчиков с доступом к инструментам глубокого обучения нейронных сетей Torch и открытой библиотеке компьютерного зрения OpenCV. Финалист GenerationS-2014 компания Promobot уже имеет контракты на поставку роботов не только в российские компании, но и на рынки Великобритании, Турции, Испании, Чили, США и Китая.

Девять команд-выпускников 2013—2015 гг. продолжают развивать проект в зарубежной юрисдикции. Например, компания WayRay обосновалась в швейцарском городке Лозанна, воспользовавшись приглашением Агентства по экономическому развитию Женевы и Берна (GGBa), при этом Центр разработки компании по-прежнему базируется в России. Компания «HepyScreen», финалист 2015 года, работает в Сингапуре, где у нее появился стратегический партнер. Проект «Real Speaker» сначала открыл офис в Южной Корее, затем переехал в Ирландию.

Чтобы стартапу «выжить» в России, руководителям проектов необходимо изучать рынок, очень четко понимать сильные и слабые стороны своего продукта, постоянно развивать предпринимательские компетенции и, в конечном итоге, найти подходящий инструмент поддержки. Даже если стать финалистом, получить приз или инвестицию у стартапа сразу не получится, в любом случае команда получит обратную связь, которая в дальнейшем поможет оценить перспективы и наметить пути развития.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья