Компания QRepublik, выпускающая браслеты и карты медицинской помощи, в 2018 году планирует продавать медицинские данные фармкомпаниям. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от учредителя и директора по продукту компании Сергея Вищипанова.
«Браслеты помощи»
QRepublik (ООО «Республика») появилась осенью 2014 года. 90% ООО у гендиректора QRepublik — Александра Сенкевича и студента РАНХиГС Сергея Вищипанова, 10% — у Numa Capital. Компания выпускает браслеты, карты медицинской помощи и наклейки на паспорт — неэлектронные умные идентификаторы, которые с помощью QR-кода предоставляют всю медицинскую контактную информацию о человеке в экстренной ситуации. Такой браслет может спасти жизнь, если человек потерял сознание или память. Данные хранятся в облаке. Врачу «скорой помощи» достаточно с помощью смартфона считать QR-код с браслета пациента, и он получит необходимые данные — возраст, заболевания, принимаемые лекарства, виды аллергии, перенесенные операции, больницы, где лечился пациент и хранится его амбулаторная карта, контакты родственников. Вся эта информация нанесена на наручный силиконовый браслет с металлической вставкой. История болезни заполняется через личный кабинет на сайте QRepublik. Родственники пациента автоматически получают уведомление о сканировании и его местоположении. В компании эту разработку называют браслетами помощи. К началу декабря уже продано 24 400 браслетов.
Ставка на США
Целевой рынок QRepublik — инвалиды и престарелые в Домах престарелых или находящееся на попечении социальных служб. Только в Центральном Федеральном округе России их количество составляет 3,5 млн человек. Плюс — туристы, в особенности горнолыжники с детьми (в зарубежной поездке данные переводятся на иностранные языки, что упрощает коммуникацию с местными врачами, особенно для детей).
В России проект стартовал с бесплатных акций. В Домодедово были розданы «браслеты помощи» людям 1920—1930 гг. рождения. Сначала старики носить ничего не хотели. Но впоследствии продукт стал хорошо распространяться: одна из отказавшихся старушек упала в обморок, после чего сама попросила браслет для себя и своих знакомых. Сейчас браслет продают в Курганской, Калужской, Тюменской областях, Ставропольском крае и некоторых городах Московской области. В России цена гаджета — 990 руб., за обслуживание плата не взимается. Браслеты производятся в Китае (в России выходит в несколько раз дороже), карточки для России — в России. Несмотря на то, что в России продано более 21000 браслетов и карточек, ставку «QRepublik» все же делает на США, где компания работает с 2016 года. Там реализовано 3400 браслетов. Один браслет стоит $17.
«В России мало кто думает о том, что с ним будет в экстренной ситуации, люди в основном не знают об идентификаторах, у нас менее платежеспособная аудитория, меньшее покрытие интернетом, и, наконец, у нас нужен административный ресурс, чтобы договориться со скорой помощью об установке у них программ для сканирования. В США этого ничего не нужно, — рассказывает Сергей Вищипанов, — в США мы банально продаем нашу технологию через Amazon».
Теперь компания намерена осваивать европейский рынок. 15 тыс. евро на стадии прототипа QRepublik получила от французской Numa Capital. Далее компания развивалась на вырученные деньги. Сейчас QRepublik окупила вложения инвестора и учредителей и ищет $300 тыс. на маркетинг, чтобы увеличить продажи в США, еще 250 тыс. евро нужно, чтобы зайти на рынок Германии, Франции, Великобритании, Италии. В США у QRepublik есть единственный конкурент — американская компания Endevr.
«После того как Endevr узнала о нас, были очень жесткие ddos-атаки на наш сайт. Но у нас деперсонализированная база данных, поэтому украсть их с сайта невозможно», — говорит Вищипанов.
В Европу QRepublik хочет зайти через германский регион Северный Рейн-Вестфалия, который пригласил россиян для сотрудничества. Здесь такие гаджеты не делают: на рынке есть лишь китайские ноунейм-браслеты без функции уведомления родственников.
Главный продукт — это данные
QRepublik гордится тем, что она — единственный производитель медицинских браслетов, который переводит медданные на иностранные языки. Любое заболевание и препараты можно записать несколькими способами. QRepublik дает определение заболеванию, переводит название заболевания на собственный промежуточный язык, с которого, в свою очередь, переводит на любой иностранный язык. То же самое относится к лекарствам. Это сокращает время постановки диагноза, что часто критически важно для здоровья пациента. Промежуточный язык — ноу-хау компании, он позволяет собирать статистику по болезням, не раскрывая персональных данных третьим лицам. Так, например, в США многие покупатели браслетов оказались ВИЧ-инфицированными, и QRepublik получила статистику, какими заболеваниями они болеют помимо ВИЧ, какие лекарства принимают. Эта статистика по заболеваниям очень важна для фармацевтических компаний. Фармкомпании тратят много средств на исследования, какие аллергические реакции вызывают их препараты. Статистика QRepublik дает им готовый ответ, так как почти все покупатели браслетов сохраняют свои данные по имеющимся у них аллергиям.
Система работы медицинских идентификаторов QRepublik настроена так, что позволяет получить новый продукт — медицинские данные и их анализ, а система перевода — соблюсти законодательства разных стран о персональных данных, сохраняя те на промежуточном языке. Именно данные — более ценный продукт, чем браслеты и карты медицинской помощи. QRepublik уже зарабатывает на продаже медицинской информации фармкоманиям и намерена в будущем сделать это направление основным бизнесом.
«Чтобы продавать медицинскую статистику по региону, нужно иметь 30% данных этого региона», — говорит гендиректор QRepublik Александр Сенкевич.
QRepublik собирается начать продажи данных с США, где у нее накоплена самая большая статистика.
Екатерина Петрова, руководитель акселератора GenerationS, участником которого был и QRepublik, отмечает: «Без взгляда со стороны порой сложно оценить потенциальные возможности для развития. Одна из ключевых задач акселератора GenerationS – не просто показать продукт инвестиционному сообществу, но и помочь сделать его наиболее актуальным для рынка. По итогам акселератора, команда QRepublik добавила мультиязычность в свой продукт, что позволило открыть новую категорию потребителей – туристов. Теперь браслет и карточки с QR-кодами позволяют перевести данные на 70 языков, а команда проекта получила возможность найти партнёров по всему миру».
Автор: Наталья Кузнецова