ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Финансы

Развитие финтех-направления является для «Яндекса» ключевым

Ксения Лапшина

Ксения Лапшина

Аналитик QBF

«Яндекс» уже давно известен не просто как IT-компания. С недавних пор мировые тренды указывают на то, что корпорации стремятся не просто расширить свой бизнес, найти новую нишу, разработать новые платформы или услуги, но создать собственную экосистему сервисов. Причем сервисов, которыми современный человек пользуется каждый день и без которых ему не обойтись, чтобы в любую минуту быть рядом, в смартфоне и под рукой. Пользуясь одним из сервисов «Яндекса», клиент, очевидно, проявит лояльность и к другим в случае выбора между несколькими сервисами, продуктами или услугами. Наличие единой экосистемы позволяет существенно нарастить число активных пользователей. 

Виталий Белоусов / РИА Новости
Виталий Белоусов / РИА Новости

И надо сказать, «Яндексу» достаточно неплохо удается развивать и дополнять свою экосистему. Если раньше «Яндекс» был просто поисковой системой и браузером, то сейчас это целый набор сервисов по заказу такси, доставке еды, купле-продаже недвижимости и билетов и др. Всего 2 года назад на выручку от рекламы в интернете приходилось 83% всех доходов «Яндекса», и только 17% приходилось на все остальные сервисы, которые на тот момент были на стадии развития. В настоящий момент доля нерекламной выручки составляет уже 40% всех доходов IT-компании.

Тем не менее можно выделить один сегмент, в котором «Яндекс» пока уступает своим конкурентам. Это финтех-направление — технологические и инновационные сервисы, призванные конкурировать с традиционными финансовыми организациями и банками. Конечно, основным соперником «Яндекса» выступает Сбербанк, который, как мы увидели по ходу его масштабной конференции, уже больше, чем просто банк. Менеджмент «Яндекса», вероятно, прекрасно понимает, что тесное сотрудничество с банком — как раз то, чего компании не хватает. Ведь финансовая сфера является для «Яндекса» сторонней и малознакомой, разработка с нуля потребует больших затрат как в плане времени, так и в плане инвестиций, а любое отставание от конкурентов отыграть потом будет проблематично. Ничего удивительного нет в том, что после «развода» со Сбербанком IT-компания стала подыскивать себе нового компаньона и нашла его в лице «Тинькофф Банка».

Покупка «Тинькофф Банка» лишний раз указывает на то, что развитие финтех-направления является для «Яндекса» приоритетным, стратегическим и ключевым. Для долгосрочного роста и развития «Яндекса» это, прямо говоря, критично. Либо компания держит планку, либо становится менее конкурентоспособной. Покупая опыт, технологии, знания и клиентскую базу «Тинькофф», «Яндекс» намного быстрее сможет вывести на рынок новые сервисы и продукты. Прежде всего это касается сервиса «Яндекс.Маркет», который будет дополнен и усилен более развитым цифровым и платежным инструментарием. По различным прогнозам, объем транзакций на платформе «Яндекс.Маркет» к 2023 году может вырасти в 10 раз: с текущих 45 млрд руб. до 400–500 млрд руб., что позволит платформе войти в топ-3 российских игроков в сегменте электронной коммерции. В настоящий момент лидерами среди торговых интернет-площадок в России являются Ozon, Lamoda и Wildberries.

Кроме того, у «Яндекса» есть необходимость в создании собственной финансовой платформы для проведения платежей, поскольку практически все имеющиеся сервисы подразумевают те или иные транзакции (оплата такси, покупка билетов, доставка продуктов и готовой еды, образовательные сервисы и др.). Совокупный объем транзакций всех сервисов «Яндекса» на данный момент составляет более 500 млрд руб., а с развитием сервисов он также вырастет еще как минимум вдвое. В целях экономии, а также для обеспечения бесперебойной работы при высокой загрузке и безопасности платежей «Яндексу» нужна своя платформа. Теоретически платформа могла получить развитие на основе сервиса «Яндекс.Деньги», но после «развода» со Сбербанком IT-компания его лишилась.

«Тинькофф» имеет свою широкую экосистему финансовых услуг и сервисов для физических лиц и бизнеса, которые могут получить «новую жизнь» и дальнейшее развитие при посредничестве «Яндекса». От этого выиграют оба бизнеса. Здесь стоит выделить такие направления, как интернет-эквайринг (интеграция с сервисами такси, торговыми платформами, ресторанным бизнесом), финансовые продукты для самозанятых (могут быть предложены курьерам, водителям такси, индивидуальным продавцам на маркетплейсе), финансирование малого бизнеса и потребительское кредитование (подойдут клиентской базе рекламодателей, индивидуальным продавцам, ресторанному бизнесу), автокредитование (сочетается с платформой auto.ru).

Таким образом, 60 млн уникальных пользователей сервисов «Яндекса» получат доступ к большому количеству новых, удобных, персонализированных услуг в цифровом формате. Я полагаю, что позитивный эффект от синергии будет значительным и станет толчком для выхода «Яндекса» на новый уровень. Думаю, те, кто по разным причинам не хочет пользоваться новыми сервисами Сбербанка, оценят то, что предложит «Яндекс». Остается только ждать, когда сделка между «Яндексом» и «Тинькофф Банком» будет одобрена и реализована, и наблюдать за трансформациями.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья