ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Сотрудников оценит машинный интеллект

В 2017 году каждый четвертый выпускник вуза в России остался без работы. Проблемой при трудоустройстве становилось не всегда отвечающее требованиям рынка качество образования — так, более 90% работодателей говорят о нехватке у молодых специалистов практических навыков. Пока в Госдуме ожидает рассмотрения законопроект об обязательном распределении студентов, решить проблему уже пробуют стартапы, предлагающие справиться с пропастью между университетской скамьей и работой с помощью искусственного интеллекта, а также сделать подбор кадров более умным.

Максим Богодвид / РИА Новости

Подбор с умом 

Изначально базовой компетенцией скилсорсинговой платформы PitchMe был умный рекрутинг — более быстрый, качественный и при этом бюджетный. Площадка должна была стать маркетплейсом, где кандидата с работодателем соединяет машинный алгоритм, а главным ноу-хау стали заменившие резюме «умные» профили. Последние, поясняют в PitchMe, по максимуму отражают знания и умения соискателя — например, помимо профессиональных навыков включают социальные характеристики (soft skills) и психометрический профиль. В итоге сюда попадают сведения, которые рекрутеры нередко считают неважными, — онлайн-курсы, фриланс-проекты и даже опыт игры в компьютерные игры и покер. Быстроту и качество верификации данных тоже обеспечивают машинные алгоритмы — сведения проверяются по открытым источникам. Автоматизирован и первичный отбор кандидатов.

«Наш алгоритм автоматически делает пре-скрининг кандидатов, убирая неэффективный процесс обзвона, а кандидаты, чьи умные профили более чем на 90% совпали с пожеланием работодателя, получают предложение на почту», — говорит Дина Баясанова.

Работодатели формируют свои запросы по сотрудникам на платформе в соответствии со специальным опросником, с указанием различных качеств будущего сотрудника. А для кандидатов система также сразу определяет и шкалу зарплаты, на которую в текущий момент он может претендовать.

Разрыв шаблона

Хотя основатели PitchMe из России, стартовала платформа в мае 2017 г. в Великобритании — в Лондон Дина Баясанова приехала учиться, затем осталась работать в нефтегазовой компании, здесь же познакомилась с COO PitchMe Петром Конопко. Третьим в команде стал Григорий Асмолов, известный по краудсорсинговой платформе «Карта помощи». С тех пор сервис заработал еще в США и Израиле — с международным развитием помогло и участие в Starta Accelerator, запущенном в Нью-Йорке фондом Starta Capital. В 2018 г. PitchMe получил от Starta Accelerator инвестиции в Ethereum ($20 000 в пересчете на фиат). Первым работодателем стала нефтесервисная компания в Великобритании, для которой команда закрыла 11 позиций. Сегодня в базе платформы более 20 000 кандидатов, для 11 работодателей заполнено 42 вакансии.

«Работодатели отмечают нестандартность и качество наших кандидатов: оно на 40% выше тех, кого приводят рекрутеры», — говорит Дина Баясанова.

Интересно, что вплоть до собеседования отбор полностью анонимен — заказчик получает лишь тестовые задания и умные профили соискателей, что делает отбор более беспристрастным. В итоге у работодателей нередко происходит разрыв шаблона.

«Они ожидают увидеть 35-летнего мужчину с определенным опытом за плечами, а приходит 22-летняя рыжеволосая девушка, — поясняет Дина Баясанова. — Через традиционный рекрутинг на собеседование она бы, скорее всего, даже не попала».

При этом в PitchMe не ставят целью потеснить рекрутеров: для них здесь готовы выступить дополнительным каналом поставки вакансий. В планах компании — решить и проблему судебных исков между работодателями и рекрутинговыми агентствами, актуальную на Западе — речь идет о выплате success fee за удачный рекрутинг, который становится предметом разбирательств. PitchMe предлагает перенести данные взаимоотношения в формат умных контрактов на блокчейне, чтобы все стало прозрачно. В будущем платформа намерена задействовать технологию распределенных реестров более широко — например, перенести в блокчейн информацию о достижениях кандидатов во время учебы из университетских систем. Планируется использовать и токен PitchCoin — им будут стимулировать кандидатов на заполнение профиля, работодатели смогут платить за размещение вакансий и т.д. 

Мы ищем таланты

Сегодня платформа выходит и на российский HR-рынок. Как и за рубежом, ориентироваться предполагают на средний и малый бизнес, делая ставку на технологический и креативный сектора. Пока в PitchMe не говорят, с кем из работодателей удалось провести переговоры, уточняя, что это «банки и технологичные компании, которые много вкладывают в образовательные программы». Выход вряд ли будет простым — сектор бурно развивается, здесь уже работает минимум несколько десятков технологичных проектов. Так, JungleJobs соединяет в онлайне работодателей и рекрутеров, Potok автоматизирует процесс рекрутинга, робот-рекрутер Vera приглашает на собеседования, сервис по проверке кандидатов запустил и Артур Хачуян (интервью с ним читайте здесь — ред.).

«Инновационные решения востребованы бизнесами, — говорит директор по развитию HeadHunter Борис Вольфсон. — Но нужно понимать, что кроме технологичности и инновационности, стартапы должны приносить пользователям ценность».

Он также отмечает, что рынок HrTech немного перенасыщен, но в основном хайповыми и не очень полезными сервисами.

«Для борьбы с работными сайтами стартапам чаще всего не хватает кандидатов, потому что сорсинг является первым этапом в воронке подбора, а дешево и качественно привлекать аудиторию оказывается не просто», — говорит Борис Вольфсон.

«Тренд есть, множество процессов переходит в автоматизированный режим, однако трансформация не произойдет за один или три года, — говорит основатель и CEO платформы Worki Павел Гужиков. — Появляются видео-резюме, автоматизированные оценки кандидатов, в том числе на основе игры в онлайн­-игры, это все модно, но это долгая перспектива».

Как уточняет Павел Гужиков, сегодня на российском кадровом рынке основной тренд — использование мобильных решений и функционала геолокации, а также работа с BigData кандидатов и цифровой стаффинг на уровне HR-платформ. При этом взлететь смогут скорее сервисы, которые предлагают бизнесу возможности для быстрого массового найма низкоквалифицированного персонала, причем исключительно из рыночных реалий — на долю последнего приходятся 80% вакансий.

Рынок HrTech перегрет, согласна Дина Баясанова. В проекте уже скорректировали фокус с чистого рекрутмента на управление человеческими ресурсами и развитие профессиональных навыков кандидатов. По сути, основатели как раз и стремятся заполнить пропасть между образованием и работой, в том числе выстраивая сотрудничество с университетской средой.

«Это непаханое поле, на рынке есть решения в области EdTech, HrTech, на стыке же нет ничего», — говорит Дина Баясанова.

С помощью платформы кандидаты смогут понять, какие знания и умения сегодня востребованы, какие навыки стоит прокачать, чтобы стоить дороже и быть конкурентоспособнее, поясняет она.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья