ENG

Перейти в Дзен
Регионы / Рейтинги

Рейтинг: регионы задолжали Москве

В рейтинге проанализирована динамика задолженности региональных бюджетов по кредитам, предоставленным им федеральным бюджетом, в федеральный бюджет по данным Росстата за период с 2007 по 2017 гг. Самый лучший показатель у Кабардино-Балкарии, но он достигнут весьма специфическим путем; в настоящее же время ситуация там значительно ухудшилась и, видимо, будет ухудшаться. Что касается Мурманской области и Ненецкого АО, их показатель имеет все перспективы оставаться и в будущем на таком же благополучном уровне.

Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Большая часть регионов имеют динамику хуже средней по стране. Только у одного региона задолженность в бюджет имеет тенденцию к сокращению. Это Кабардино-Балкария. Но считать, что КБР — образцово-показательная республика по ситуации с долгами, было бы неверно. Долги там очень высокие относительно ВРП, высокие даже по северокавказским меркам. Снижение долгового бремени там происходило в конце нулевых — начале десятых, главным образом за счет того, что республика практически подмяла под себя весь рынок недорогой водки. Но после того как в 2010 году было учреждено Росалкогольрегулирование, которое жестко взялось за «каталово» водки, у легального рынка кабардино-балкарской водки начались проблемы. Казалось бы, с контрафактной продукцией, создававшей конкуренцию легальным производителям, было покончено, рынок расчищен. Но выяснилось, что и легальная продукция тоже в большинстве своем нормам не соответствовала. «Золотой период» выплат долгов в бюджет закончился. В 2013 году республиканские водочники стали получать субсидии, им возвращалось до 70% акцизов, поступивших в региональный бюджет. Производство выросло, снизился и республиканский долг. Но в 2015 году Росалкогольрегулирование стало подряд закрывать ликероводочные заводы в КБР. Долги стали тут же расти. По итогам 2017 года в КБР ожидается рост долгов на 25-30%. Что касается Северной Осетии, находящейся на втором месте, картина там аналогичная — это один из двух центров производства дешевой водки в первой половине отчетного периода. Безусловно, играют роль также и огромные дотации республикам Северного Кавказа, по всей видимости, по этой причине туда же попала и Чечня, хотя, безусловно, по сравнению с ситуацией в начале отчетного периода, когда республика еще не успела оправиться от последствий Второй Чеченской войны, долги стали потихоньку возвращаться еще и из-за относительной стабилизации экономики.

Хуже всего ситуация у Севастополя. Причины этого ясны: город получает из центра на различные производственные и инфраструктурные проекты, в силу чего закредитованность росла и будет расти. Однако по итогам 2017 года должно ожидаться улучшение ситуации, т.к. бюджетный план был выполнен, налогов поступило в бюджет на 10 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Если сравнивать ситуацию с Республикой Крым, у которой долговая ситуация значительно лучше, то Севастополь в менее выгодном положении: здесь на малой территории находится большая концентрация объектов, требующих привлечения дополнительных средств.

На этом негативном фоне можно выделить Мурманскую область и Ненецкий АО, где малый прирост задолженности в федеральный бюджет действительно связан с улучшением экономической ситуации. По состоянию на осень 2017 года в Мурманской области кредитные агентства присвоили кредитные рейтинги выше среднего. Основные факторы, за счет которых область имеет такую долговую устойчивость, — направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета, на досрочное погашение дорогостоящих долговых обязательств; привлечение временно не используемых остатков средств на счетах учреждений для покрытия кассовых расходов, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов, выпуск облигационного займа Мурманской области. По итогам 2017 года ожидается сокращение задолженности в федеральный бюджет. Это связано со стабилизацией цен на нефть, а также с мерами, принимаемые окружной администрацией по борьбе с закредитованностью: получение краткосрочных казначейских кредитов, выпуск в 2017 году облигаций, «длинные» и более дешевые займы относительно банковских. Внесены изменения в Программу государственных внутренних заимствований НАО. В 2018 году планируется размещение ценных бумаг на сумму 1,4 млрд рублей. В 2017 году в результате этих мероприятий долг составил около 20% объема годовых доходов казны. В случае значительного роста цен на нефть полученные ресурсы планируется использовать в том числе для снижения долговой нагрузки.

Автор: Роман Мамчиц

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья