Бизнес остро нуждается в психологах, поскольку производительность стала напрямую зависеть от качества мышления сотрудников. Так, во всяком случае, утверждает социопсихолог Рон Фридман в своей книге «Лучшее место для работы: Искусство создавать превосходное деловое пространство». В ней эксперт по человеческой мотивации рассказывает о революционных открытиях в сферах мотивации, креативности, поведенческой экономики, неврологии и менеджмента; показывает, как можно с их помощью улучшить рабочие места, мотивировать сотрудников, даже не прибегая к материальным бонусам; как сделать выбор между соискателями вакансий и как пробудить в людях гордость за свою организацию. Ниже мы публикуем отрывок из русского перевода книги Рона Фридмана, недавно вышедшего в издательстве «Альпина Паблишер».
Спросите у среднестатистического гендиректора, как оптимизировать рабочее пространство, и он, вероятно, предложит вам проконсультироваться с дизайнером интерьеров. Задайте тот же вопрос эволюционному психологу, и он отошлет вас к совершенно другим специалистам — к нашим древним предкам. Эволюционные психологи утверждают, что многие из нынешних предпочтений в планировке уходят корнями в нашу общую историю жизни в саванне. Мы тяготеем к такой среде, которая некогда способствовала выживанию охотников и собирателей, и ощущаем беспокойство в ситуациях, когда и наши предки подвергались опасности.
Эти предпочтения, заявляют ученые, в основном бессознательны. Нам просто приятна безопасная среда и неприятна опасная, хотя мы не в состоянии точно определить почему. Вот пример: большинству из нас подсознательно нравится находиться в защищенных местах, откуда открывается вид на обширные пространства, скажем, на парк или океан. Представьте себе дом на берегу или апартаменты, выходящие на Центральный парк Нью-Йорка. В прошлом стремление к обстановке, обещавшей безопасность и обзор окрестностей, обеспечивало человеку жизнь и расположение, удобное для поиска еды. Место с перспективой и одновременно укрытием, безусловно, нам понравится, в то время как отсутствие укрытия или обзора способно вызвать беспокойство. Хотя мы больше не нуждаемся в этих характеристиках для выживания, но по-прежнему непременно отдаем им предпочтения.
Томография головного мозга продемонстрировала глубинный характер этих предпочтений: наше желание видеть перспективу и иметь укрытие настолько сильно, что даже влияет на восприятие искусства. Проведенное в 2006 году исследование показало, что центры удовольствия в мозге неизменно возбуждаются при виде пейзажей, особенно когда точка обзора находится в укрытии.
Наше стремление к безопасным местам объясняет и то напряжение, которое мы ощущаем, когда спина у нас не защищена. Нам не по себе из-за того, что кто-то может застать нас врасплох, и потому мы стремимся свести к минимуму потенциальную угрозу. Как указывает экопсихолог Салли Августин, это одна из причин, почему кабинки в ресторанах заполняются быстрее, чем отдельно стоящие столики. У мафиози есть поговорка, что сидеть лучше спиной к стене. Похоже, наши древние предки считали точно так же.
Вот еще одно эволюционное прозрение: нам комфортнее всего находиться близко к выходу. Так и охотникам-собирателям находиться на природе было очень важно для выживания. Это означало близость к пище, воде и другим людям. Во многих научных работах доказывается, что природа необходима для психологического функционирования человека. Так, исследование, проведенное в 1984 году, выявило, что пациентам требуется меньше болеутоляющих средств и меньше дней пребывания в стационаре после операции, если они лежат в палате с видом на деревья.
Зрелище природы, как утверждают ученые, снижает беспокойство и мышечное напряжение, что способствует выздоровлению. Кроме того, доказано, что вид на улицу способствует производительности. Сотрудники, сидящие у окна, лучше сосредотачиваются на задаче, проявляют больший интерес к работе и большую лояльность к своей компании.
Проведенное в 2003 году исследование показало, что когда сотрудники колл-центра, которые часто меняются местами, располагаются рядом с окном, то они повышают свою продуктивность на $3000 в год. Исследователи даже предполагают, что количество прямого солнечного света, поступающего в офис, позволяет с достоверностью предсказать уровень удовлетворенности сотрудников на рабочем месте. Почему же доступ к природе улучшает наше самочувствие? Некоторые эксперты полагают, что главную роль играет воздействие солнечного света. Естественный дневной свет регулирует наш циркадный ритм, влияющий на функционирование организма. Без солнечного света у нас наблюдается дисбаланс серотонина и мелатонина, что ведет к расстройству ночного сна и вредит иммунной системе. Так, согласно исследованию от 2013 года, сотрудники, работающие в офисах с окнами, спят ночью в среднем на 46 минут больше, чем те, кто трудится в помещениях без окон. В другом исследовании, опубликованном в том же году, установлено, что после того как солнечные лучи попадают на кожу, организм начинает вырабатывать оксид азота — соединение, расширяющее кровеносные сосуды и снижающее артериальное давление. Другие исследователи считают, что преимущества природы не ограничиваются физиологией. Ряд ученых утверждает, что природное окружение активизирует умственные способности и помогает восстановить психические ресурсы.
В отличие от чрезмерной интенсификации, часто присущей работе, где на человека порой часами обрушивается шквал звонков, имейлов и текстовых сообщений, природа, привлекая нас, при этом требует очень мало внимания. Наши мысли могут блуждать свободно, мы замечаем столько, сколько хотим замечать, входя в состояние, называемое психологами «мягкой зачарованностью». В результате повышается настроение и восстанавливаются душевные силы, благодаря чему улучшается память и повышается креативность.
Исследования свидетельствуют о том, что неожиданно большую пользу приносит даже просто присутствие растений. Офисные работники говорят, что чувствуют себя более здоровыми и энергичными, когда возле их рабочего места стоят живые растения и свежие цветы. В ходе эксперимента, проведенного в 2011 году, ученые, произвольно рассадив участников в комнатах с растениями, выявили значительное повышение производительности при выполнении задач, требующих постоянного внимания и концентрации. Когда же природные виды и растения недоступны, помогают даже напоминания о природе. По данным исследований, аквариумы и камины успокаивают нас и настраивают на общение. Фотографии пейзажей снижают тревогу. Кратковременное воздействие синего и зеленого цветов, всегда присутствующих в природе плодородных регионов, богатых растительностью, водой и питательными элементами, внушает нам чувство безопасности и способствует творческой работе.
Эволюционному психологу нетрудно понять, почему в стольких офисах не могут занять своих сотрудников должным образом. Когда люди лишены солнечного света, у них ограничен обзор или не защищена спина — это рецепт не успеха, а хронической тревоги. Такой же эффект возникает, если людей размещают в просторных помещениях, интенсифицируют их труд и не обеспечивают местом для укрытия, где они могли бы отдохнуть от повышенного к себе внимания. Мы склонны считать, что мотивация персонала связана только с работой, и пока талантливым людям предлагаются амбициозные задачи и инструменты для их успешного решения, они будут счастливы. Но это незавершенная формула: ведь наш мозг реагирует на сигналы окружающей среды. И чем менее комфортно нам работать, тем меньше когнитивных ресурсов будет в нашем распоряжении. Вот почему дизайн в конечном счете имеет значение — потому что вовлеченность сотрудников зависит от создания среды, где люди размещены так, чтобы выполнять свою работу с максимальной отдачей. Хотя человек эпохи палеолита давно исчез, но, будь он жив, мог бы преподать нам несколько уроков дизайна и усовершенствования рабочего места.