Светлана Курако — маркетолог, эксперт по развитию бизнеса
Социальные сети из развлекательных площадок планомерно превращаются в места самопрезентации подписчиков. Это позволяет использовать их как рекрутинговые ресурсы. Далеко не все специалисты, заинтересованные в профессиональном росте, размещают резюме на специализированных сайтах, однако практически все активные интернет-пользователи имеют аккаунт в соцсетях. И особенно в Instagram, который сегодня является ведущим ресурсом в мире. Поэтому найти нужного специалиста в Instagram гораздо проще, чем на любой специализированной рекрутинговой площадке.
Кого можно найти в Instagram?
На страницах соцсетей можно найти специалиста практически в любой области. Однако наиболее целесообразно там искать удаленных сотрудников в сферах SMM, копирайтинга, digital-маркетинга, электронной коммерции, дизайна, программирования и т.д. Эти специалисты предпочитают работать удаленно, и у этого графика есть свои преимущества и недостатки. Однако их можно привлечь и к офисной работе. Для этого нужно предложить интересные для них условия.
Преимущества и недостатки рекрутинга через Instagram
К несомненным плюсам поиска сотрудников через соцсети следует отнести материальную выгоду для работодателя. Люди, которые работают удаленно, обходятся компании дешевле, чем офисные работники, поскольку:
- они готовы работать за более скромное вознаграждение в обмен на возможность свободно распоряжаться своим временем;
- удаленным сотрудникам не нужно оборудовать офисное место, закупать оргтехнику и т.д.
Второй большой плюс рекрутинга в соцсетях — возможность лучше понять экспертность человека, чем через анкету на кадровом сайте. По записям в блоге можно оценить, насколько претендент является специалистом в своей области, как долго этим занимается, каких успехов достиг, работают ли его знания и что о нем думают его клиенты. По сториз и прямым эфирам понятно, умеет ли он строить коммуникацию, насколько комфортен в общении. Кроме того, по записям на странице сразу очевидны ценности и интересы человека. Из этого можно сделать вывод, насколько успешно он сможет влиться в коллектив и разделять принципы компании.
Главный минус — это отсутствие гарантий. Если вы находите сотрудника для своего проекта через специализированную платформу, ресурс дает гарантию: в случае эксцессов ваши деньги будут возвращены. При найме через соцсеть таких возможностей нет.
Второй недостаток — сложность самого процесса поиска. Если на HeadHunter понятно, где и как искать необходимого специалиста, в Instagram такой функции нет. Приходится пользоваться внутренними возможностями ресурса, чтобы осуществлять целенаправленный поиск.
Как найти специалиста в Instagram
Существует несколько удобных и эффективных способов:
- По хэштегам.
Существует несколько видов хэштегов:
- те, которые относятся к непосредственной деятельности человека;
- зеленые хештеги, которые специалисты прописывают к постам. В каждой области они разные (копирайтинг, дизайн, маркетинг и т.д. ).
Ориентируясь по ним, можно находить нужных вам людей.
- Через запросы в поиске.
Вводя в поиск по ресурсу нужную специальность, вы найдете всех пользователей площадки, которые занимаются этой деятельностью.
- По конкурентам.
Как правило, люди подписаны на своих конкурентов. Поэтому если вы нашли нужного специалиста (фотографа, дизайнера и др.), посмотрите, на кого он подписан. Есть большая вероятность, что в подписках будут его коллеги по цеху, и вам будет, из кого выбрать.
Как определить, что специалист вам подходит?
Соцсети дают неограниченные возможности для оценки личных и профессиональных качеств потенциальных работников. Это и их экспертность, и система ценностей, и способность разделить миссию и цели компании.
- Экспертность
Проанализируйте, как часто человек пишет полезные посты по своей теме, насколько они информативны. По их содержанию и манере изложения можно определить его компетенцию и глубину владения материалом.
Эксперты часто участвуют в профильных конференциях и тематических мероприятиях, организуют мастер-классы и вебинары. Это все отражается в соцсетях. Можно проверить, как часто потенциальный сотрудник принимает участие в подобных событиях и какую роль играет. Очень хорошо, если он выступает в качестве спикера или организатора.
Еще одной показательной характеристикой человека является его общая деятельность с другими блогерами. Марафоны, розыгрыши, совместные посты и прямые эфиры говорят о том, что он пользуется доверием в профессиональной среде.
В Instagram пользователи часто размещают информацию о своих публикациях в журналах, телевизионных эфирах с их участием, выпущенных книгах. Большое количество статей говорит о том, что человеку доверяют как эксперту. Кроме того, у людей, серьезно занятых своим делом, обязательно есть инструкция, методичка или чек-лист, написанные на основании знаний или практического опыта. Ознакомиться с ними обычно можно по ссылке в профиле. Все это подтверждает профессионализм человека и позволяет расценивать его как перспективного кандидата на должность.
- Ценности
В сущности, блог пользователя может полностью заменить интервью или собеседование. Ведь человек размещает там свои фото и видео, которые позволяют объективно оценить круг его интересов, сферу увлечений, хобби и предпочтения. Все это характеризует его ценности лучше, чем ответы на стандартные вопросы анкеты. Тем более что в интервью можно схитрить, а записи в блоге дают абсолютно честную информацию.
Эффективность соцсетей для рекрутинга часто недооценивается — и это неправильно. Они позволяют заочно познакомиться с человеком и составить о нем объективное мнение, не искаженное личным впечатлением от общения. Кроме того, с их помощью можно проследить, насколько активно человек занят вопросами профессионального совершенствования, стремится ли к новым высотам и на какие возможности претендует. Посредством Instagram вы не только найдете нужного вам специалиста, но и сможете составить обоюдно выгодное предложение, которое привлечет в вашу команду ценного сотрудника.