Несмотря на то, что для ускорения таможенного оформления уже давно применяются различные коммуникационные технологии — в частности, существует электронное декларирование, дистанционные таможенные платежи и платежные таможенные карты, — участникам внешнеэкономической деятельности постоянно приходится сталкиваться с различными сложными ситуациями во взаимоотношениях с таможней, и эти ситуации неизменно ведут к расходам и замедлению прохождения товаров через границу. Что сегодня беспокоит участников внешнеэкономической деятельности?
Головная боль импортера
Одно из роковых словосочетаний, заставляющих нервничать российских импортеров, называется «Маркировка таможенного союза» (точнее — ЕАС). Данный знак на товаре говорит о том, что маркированная продукция прошла все установленные процедуры оценки по техническим регламентам Таможенного союза и товар этим регламентам соответствует. Между тем, как рассказал «Инвест-Форсайту» руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans Джамал Давиташвили, с усилением контроля за маркировкой ЕАС приходится сталкиваться все время. Если подана декларация на товары, но товар не маркирован знаком ЕАС, таможенный орган может завести дело об административном правонарушении. Это влечет наложение на юридических лиц административного штрафа — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей — даже с конфискацией товаров. Правда, как признает эксперт, в реальности до конфискации, к счастью, не доходит. Но проблема в том, что дело об административном правонарушении ведется месяц-полтора, затем выносится Постановление по делу об АП и вступает в силу по истечении 10 дней. И только после оплаты штрафа разрешается проводить маркировку товара с целью дальнейшего его использования. При этом маркировку таможня разрешает проводить только на Таможенном складе — а значит, необходимо еще перевезти товар с таможенного терминала (СВХ) на Таможенный склад. В итоге, если товар задержан по причине отсутствия маркировки знаком ЕАС, забрать его получится в лучшем случае примерно через два-два с половиной месяца с несением дополнительных расходов по хранению.
Как поясняет коммерческий директор компании AKFA Алексей Чернышев, проблема в том, что участники ВЭД часто просто не знают: где именно необходимо наносить маркировку — на сам товар, либо на упаковку? Должен ли товар быть промаркирован в момент поступления на таможню или можно нанести маркировку позднее. И должна ли быть нанесена метка на всю продукцию — или достаточно нанесения на часть?
Еще одна головная боль импортеров — усиление таможенного контроля за товарами, чьи торговые марки включены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. По словам Джамала Давиташвили, сегодня таможне достаточно посмотреть: внесена ли торговая марка в таможенный реестр, и они вправе приостановить выпуск, запросив разрешение правообладателей на ввоз, что сейчас и стали делать. Если раньше грузы по такой причине не задерживались, теперь это, к сожалению, активно практикуется.
Доплатите пошлину!
СУР, то есть система управления рисками таможенного ведомства, тоже нелюбима участниками рынка. СУР позволяет таможенникам в автоматическом режиме определять грузы, для которых имеется наибольшая вероятность нарушений. По каким критериям работает СУР — за пределами Федеральной таможенной службы точно никто не знает. Между тем, если СУР выносит в отношении партии товара неблагоприятный вердикт, следствием этого является простой груза на складах временного хранения и дополнительные (порой очень значительные) расходы.
«У компаний-участников ВЭД постоянно возникают вопросы: как определяются профили рисков, какие факторы определяют попадание того или иного товара под проверку, как избежать корректировки таможенной стоимости, попадания в список недобросовестных импортеров? — рассказывает Алексей Чернышев. — Таможня считает, что создание и исполнение профилей риска относится исключительно к компетенции ФТС и является её внутренним делом. Есть мнение, что некоторые таможни успешно «депозитируют» деньги участников ВЭД, если товар «выше» «профиля риска», либо если ПР отсутствует… Говорят, что таможенники вывели формулу эффективности СУР, но её никто не видел».
Наконец, лихорадит внешнеторговый оборот и от т.н. корректировок таможенной стоимости. Иногда таможня приходит к решению, что объявленная стоимость груза занижена, и, соответственно, доначисляет дополнительные пошлины. Лучшее, что может сделать в это время импортер — заплатить дополнительные пошлины, забрать товар, а потом начинать с ФТС долгие тяжбы и переговоры о возврате денег.
«По сравнению с прошлыми годами с 2016 года частота корректировок значительно увеличилась и в 2017 г. снижаться явно не собирается», — рассказывает Алексей Чернышев.
Есть ли какое-либо решение для всех этих проблем?
Заблокируй и спи спокойно
Частично облегчить участь участников ВЭД могут платежные сервисы. В последние годы сделано довольно много для перевода таможенных платежей в интернет. Введено электронное декларирование, появились таможенные карты (которыми платят пошлины через аппараты на таможенных терминалах) и, наконец, есть дистанционная электронная оплата пошлин. Специальные компании — операторы таможенных платежей — обеспечивают «мгновенность» оплаты, чтобы пошлина считалась оплаченной в момент отправления денег, и импортеру не приходилось бы ждать несколько дней, чтобы платеж дошел из банка до ФТС.
На российском рынке сегодня действуют два главных оператора таможенных платежей — компании «Таможенная карта» и «Мультисервисная платежная система». Как рассказали «Инвест-Форсайту» в «Мультисервисной платежной системе» в настоящее время они готовы помочь торговцам в ситуации корректировки таможенной стоимости с помощью механизма «холдирования». Сегодня, если участник ВЭД не согласен с переоценкой своего товара, проведенного таможенником, он сначала платит дополнительную пошлину, а потом начинает разбираться с ФТС. Если таможня признает свою неправоту, импортер может получить переплаченные пошлины обратно, но произойдет это не сразу. Сначала он должен собрать документы на возврат, отправить их в ФТС, а потом ждать, чтобы таможенная служба ему заплатила. По словам технического директора «Мультисервисной платежной системы» Андрея Чешко, холдирование может избавить импортера от двух последних этапов. Суть дела в том, что когда импортер сталкивается с корректировкой таможенной стоимости, он может не доплачивать пошлину, а разрешить оператору таможенных платежей просто заблокировать на своем счете сумму, равную величине доначисленной пошлины. Таможня в этом случае удовлетворится банковской гарантией, обеспеченной этой суммой. Когда же таможня отменяет свою корректировку, импортеру не приходится выбивать в ФТС возврат своих денег: просто платежная система снимает блокировку с замороженных средств.
Надежда на новый кодекс
Многие участники ВЭД возлагают большие надежды на новый Таможенный кодекс ЕАЭС, который должен прийти на замену Таможенном кодексу Таможенного союза. Новый документ планировалось ввести в силу с 1 июля 2017 года, однако согласовать все позиции между 5 странами-участниками союза не удалось; введение кодекса перенесли на 1 января 2018 года. Новый кодекс, в частности, предполагает полную автоматизацию таможенного оформления и минимизацию воздействие человеческого фактора. Кроме того, он расширяет возможности т.н. уполномоченных экономических операторов (УЭО) — то есть компаний, пользующихся особым доверием таможенных органов, для которых предусмотрены особые упрощения при таможенном оформлении. По мнению Алексея Чернышева, использование операторов надо расширять: количество УЭО в США превышает 10 000 участников ВЭД, в Европе — более 15 000, в России на сегодня всего около 200 таких компаний!
В Таможенном кодексе ЕАЭС для уполномоченных операторов предусмотрены многие дополнительные упрощения: например, временное хранение товаров на складах УЭО, проведение таможенного контроля на складах УЭО и в первоочередном порядке, право не предоставлять обеспечения при отсрочке или рассрочке уплаты таможенных пошлин. Алексей Чернышев уверен, что именно расширение института уполномоченных экономических операторов сможет решить многие проблемы между ФТС и участниками ВЭД.
Правда, надо иметь в виду, что сумма финансового обеспечения Уполномоченных экономических операторов составляет один миллион евро!
Автор: Константин Фрумкин