Во что можно вложиться в кризис, если есть свободные деньги, – вопрос, который сегодня волнует людей. Счет в банке – сегодня не кажется таким уж надежным: отзывы лицензий случаются достаточно часто, да и прибыли депозиты приносят немного. Традиционные акции и игра на бирже – для специалистов. Вложения в металлические счета или в золото – процесс долгий, хорошую прибыль тут надо ждать не раньше, чем лет через 15. Но есть множество нестандартных вложений. Насколько выгодны они?
Прибыльное вложение
По данным Агентства Knight Frank, специализирующемся на операциях с недвижимостью, самыми выгодными для инвесторов за последнее время стали вложения в ретроавтомобили. За последние 10 лет доход, по подсчетам агентства, составил 430%, за последние пять лет — 115%. Согласитесь, серьезные цифры.
Конечно, прежде всего речь идет об исключительных раритетных образцах. Так, на мартовском аукционе Сотбис в этом году самыми дорогими автомобилями стали: Ferrari 290MM by Scaglietti 1956 года, который был продан за 28,05 млн $ и Aston Martin DB4GT Zagato 1962 года, которого купили за 14,3 млн $.
А самыми «дешевыми» – BMW 507 Roadster Series II 1959 года (2,6 млн $), Bugatti Type 57C Atalante 1938 года (2,5 млн $) и Porsche 356 C1600 SC Cabriolet 1964 года (1,760 млн $).
Впрочем, эксперты рынка предупреждают, что такого рода вложения – достаточно рискованны, их можно позволить себе только в дополнение к более традиционным видам. И лишь в случае, если есть по-настоящему свободные деньги.
Чешская инициатива
Два года назад в Чехии родилась интересная идея. Заметив, что ретро-автомобили стоят дорого и со временем только растут в цене, не обращая внимания на экономические волны и цунами, а их продажи всегда сопровождаются успехом, группа инвесторов решила попытать счастья.
Надо сказать, что не все ретроавто стоят по-настоящему дорого. Сегодня многие массовые модели середины 60-х годов в Европе можно купить за 650-20.000$. А вот по-настоящему ценные экземпляры в цене доходят и до нескольких миллионов долларов.
Чешские энтузиасты нацелились именно на такие предметы вожделения богатых коллекционеров. Поодиночке купить раритеты они не могли, поэтому создали фонд, чтобы приобретать ретроавтомобили и потом выгодно перепродавать их.
За два года они проделали большую подготовительную работу. Для начала изучили рынок продаж и определили, что выгоднее всего сосредоточиться на европейских марках – Porche, Mercedes, Jaguar, Aston Martin, Alfa Romeo, Lancia, Fiat и т.д. Со временем фонд планирует еще и ремонтировать купленные олдмобили. Позаботились чехи и о том, кто будет давать советы по приобретению и продажам – фонд намерен приглашать для таких целей комиссию экспертов. Нашли место для размещения будущей коллекции и разработали инвестиционную стратегию. «Входной взнос» в клуб чехи определили в 75 тыс евро.
Вместе им под силу оказалось купить то, что они не могли себе позволить поодиночке.
Перспективы
Но ведь можно же и понизить планку, не гнаться за супердорогими авто, а покупать средний сегмент – достаточно ценный, чтобы не падать в цене и быть привлекательным для коллекционеров, и в то же время не слишком дорогой, чтобы оказаться доступным для приобретения вскладчину менее состоятельным россиянам?
Перспективы таких инвестиций в России мы обсудили с антикваром и коллекционером олдтаймеров Вадимом Задорожным, основателем Автомобильного клуба Кабриолетов и Родстеров и Музея Техники.
– Не исключаю, что это могла бы быть выигрышная идея, – сказал Вадим Николаевич. – Интерес к старому транспорту в России достаточно высок. Но тут самое главное – кто будет специалистом, который начнет формировать коллекцию для таких инвесторов. Очень важно, чтобы это был не только прекрасный профессионал, разбирающийся и в рынке, и в олдтаймерах, но и человек порядочный.
Нюансы российского рынка
– Какие ретроавтомобили наиболее популярны в нашей стране?
– Есть разные сегменты – кто-то любит немецкую технику, кто-то – классику… Отечественная техника пользуется спросом.
– Но в России нет аукционов, где можно было бы выгодно продать такое приобретение…
– Да, аукционов нет, это все личные отношения коллекционеров, личные продажи.
– Средняя цена на рынке ретроавтомобилей в России сопоставима с международными ценами?
– В каких-то – дешевых – сегментах рынка, да, но в целом – там цены на порядок выше. К примеру, те же Виллисы можно в России приобрести и за $100 тыс., и за $150 тыс. Это для России очень высокая цена. Но это тоже все продажи в частные коллекции.
Вообще цены – очень сложный вопрос. Тут сложно рассуждать «в общем»: важно все – модель, ее раритетность, год выпуска, состояние автомобиля, множество нюансов…
– Продажи идут только внутри России? Вывоз олдмобилей за границу – это же вывоз антиквариата? То есть запрещено?
– Да, такие машины рассматриваются, как культурные ценности.
Тут такой еще нюанс. Если это культурная ценность, то ездить вы на ней не сможете. То есть техпаспорт не получите: это музейный экземпляр, который стоит в гараже и в лучшем случае вы сможете порулить на собственном дачном участке.
Но если вы захотите видеть олдмобиль именно автомобилем, вы должны будете поставить его на учет, и платить транспортный налог, покупать страховку и т.д.
А в случае, если захотите продать машину за границу, вы должны сначала получить разрешение Минкульта на вывоз – то есть получить свидетельство, что эксперты не признают машину культурной и исторической ценностью. Но – все авто до 1940 года выпуска вывозить нельзя ни при каких обстоятельствах.
В любом случае я знаю немало примеров, когда в Россию ввозят олдмобили, а вот практики вывоза для продажи у нас в стране нет.
Автор: Елена Скворцова