Стартапы

Робот заменяет кадровика

Подбор персонала, особенно в крупной компании, — процесс непрерывный и требует много времени. Поэтому продукты, позволяющие автоматизировать эту процедуру, набирают популярность. Андрей Крылов, создатель российского сервиса автоматизированного подбора персонала Skillaz, рассказал об истории проекта и о том, какие функции рекрутера могут выполнять роботы.

Робот заменяет кадровикаКогда ручная работа — не преимущество

Андрей Крылов закончил Вологодский государственный университет и Московскую финансово-промышленную академию. Работал в крупных компаниях, среди которых «Лаборатория Касперского». Там он разрабатывал системы для финансовых, кадровых и банковских систем организации. Тогда же узнал, что автоматизация и современные технологии почти не затронули HR-отделы, сотрудники которых вносят данные о соискателях вручную в базу или даже в обычный Excel-файл. На это уходило много времени, что негативно сказывалось на сроках закрытия вакансии.

Эти наблюдения навели Андрея на мысль, что услуга автоматизации рекрутинговых процессов может оказаться востребованной на российском рынке. Он ушел с наемной работы и занялся разработкой собственного продукта, который решал бы задачи клиента по автоматизации подбора персонала. Так в 2015 году появилась компания Skillaz.

Первоначально была разработана система видеоинтервью, однако постепенно идея модифицировалась и дополнялась другими возможностями. Сейчас Skillaz — комплексная система, работающая по типу конструктора: клиенты самостоятельно отбирают функции, которые им требуются.

В проект Андрей вложил собственные средства, а затем привлек инвесторов. Их список несколько раз менялся — акции выкупали другие компании. Первоначальные инвестиции составили около $350 тыс. Сейчас основными акционерами, кроме Крылова, являются рекрутинговый портал HeadHunter и группа частных инвесторов. Общая сумма вложений с момента основания — более 100 млн рублей. При этом уже за первый год работы сервис принес 6 млн рублей чистой прибыли.

Сейчас в компании работает 45 человек, в основном программисты и люди, занимающиеся внедрением продукта. Часть непрофильных операционных процессов отдается на аутсорс.

Как искусственный интеллект отбирает кандидатов

Skillaz автоматизирует рутинные процессы, которые приходится выполнять рекрутерам при подборе персонала. Система анализирует базы данных из различных источников: сайты вакансий, карьерные порталы компаний, соцсети и др. Например, роботы выходят с соискателем на связь — это может быть звонок, сообщение в мессенджерах или соцсетях, письмо на электронную почту. Если кандидата заинтересовала вакансия, ему нужно будет зайти на сайт и ответить на ряд вопросов. Также прямо на сайте потребуется записать видеоинтервью. Весь процесс поиска кандидатов и сбора информации происходит автоматически, человек подключается лишь на стадии обработки и анализа полученного материала.

Часть ответов (например, тесты или анкеты) обрабатывается и оценивается автоматически, другие (например, видеоинтервью) просматривают рекрутеры. По итогам предварительного отбора профайлы подходящих кандидатов направляются менеджеру по персоналу компании-заказчика. На их основании тот решает, кого пригласить на финальное собеседование.

Такая система позволяет быстро и гибко настраивать процесс поиска персонала под нужды компании. Например, при подборе продавцов можно использовать элемент геймификации: кандидату предлагают разыграть сцену общения со сложным клиентом и отговорить его писать жалобу.

Чтобы оценить эффективность работы системы и внедрить в нее возможности машинного обучения, в Skillaz собирают обратную связь. Рекрутеры и менеджеры по персоналу говорят, подошел ли им присланный кандидат. Это позволяет проанализировать результативность алгоритма. Кроме того, дважды проводится мониторинг эффективности нанятых с помощью системы сотрудников: первый срез делают через полгода, второй — через год. Благодаря этому становится возможным прогнозировать успешность кандидатов.

Сервис Skillaz интегрируется с внутренними системами кадрового учета, оценки и обучения, что позволяет компании выстроить единую цифровую экосистему по управлению талантами. Последняя разработка Skillaz — технология, автоматически отслеживающая изменения в штатном расписании. Когда кто-то из сотрудников увольняется, система автоматически размещает вакансию и начинает поиск подходящих соискателей. Благодаря этому вакансии закрываются значительно быстрее.

«Мы продаем в первую очередь не услуги, а технологии — софт, его настройку и доработку. Да, мы делаем и консалтинг, но он сопутствует интеграции самой системы», — подчеркивает Крылов.

HR-конструктор

При запуске проекта разработчики, по словам Андрея, допустили несколько ошибок. В частности, потратили много времени на продукты, которые оказались не востребованы клиентами. Это дало понимание важности учета конкретных запросов рынка.

Сейчас сервис включает много модулей: сорсинг резюме, ATS, коммуникация с кандидатом, видеоинтервью, опросы и тесты, оценка и проверка кандидатов, аналитика подбора и другие. Заказчик сам решает, какими инструментами воспользоваться.

«Наша система работает как конструктор: сервис индивидуально подстраивается под задачи заказчика. Благодаря автоматизации процесс поиска сотрудников значительно ускоряется, а затраты на подбор снижаются», — говорит Андрей.

Среди кейсов компании преимущественно массовый подбор кандидатов, например продавцов или операторов колл-центра. Однако есть примеры точечного подбора. Однажды клиенту потребовалось закрыть вакансию, специалистов на которую было мало (название компании и вакансия не разглашаются по договоренности с заказчиком). Рекрутер был уверен, что во всей стране есть менее 10 подходящих кандидатов. Но алгоритм Skillaz нашел около 50 человек только в Москве. Андрей объясняет это тем, что значительная часть соискателей находится вне поля зрения кадровых агентств, и для выявления «теневых» кандидатов нужен расширенный поиск.

Движение вперед

По словам Андрея, компания с самого начала была окупаемой. Этому в том числе способствовало то, что с первых дней Skillaz была нацелена на работу с крупными клиентами. Какие-то услуги даже предоставлялись бесплатно, чтобы наладить отношения. Среди тех, кто пользуется сервисом сейчас, — Сбербанк, «Мегафон», «Газпром нефть Центр», KPMG. Часть крупных кейсов пока составляет коммерческую тайну и не разглашается.

Обороты компании каждый год вырастают примерно в четыре раза. Стоимость услуг рассчитывается индивидуально, в зависимости от потребностей клиента. В 2018 году на ежегодной Премии HR-Awards «Хрустальная пирамида» Skillaz стал обладателем Гран-При в номинации «Технологическое решение».

«Потенциал российского рынка автоматизации в целом в HR, и в подборе в частности, не задействован еще даже на 10%. Но мы видим большой интерес к диджитализации рекрутмента у крупных клиентов из банковского сектора, в ритейле, в производственных компаниях. В ближайшее время мы продолжим взращивать наш продукт как экосистему, добавляя уникальные инструменты и функционал. К концу 2019 года мы планируем заключить еще несколько сделок и занять не менее трети рынка автоматизации рекрутмента России», — рассказывает Крылов.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья