Совсем недавно банк Emirates NBD объявил о том, что в фойе некоторых его отделений будет «прогуливаться» антропоморфный робот, обладающий искусственным интеллектом. Его задача – осуществлять взаимодействие с клиентами и помогать сотрудникам банка в тех случаях, когда нужно проинформировать посетителей о каких-либо финансовых услугах или продуктах.
Такой маркетинговый ход – это «последний писк моды» в мировом розничном банкинге. К настоящему моменту уже более десяти розничных финансовых институтов по всему миру продемонстрировали потребителям возможности использования человекоподобных роботов вместо традиционных операционистов и консультантов.
Теперь западные эксперты пытаются понять, являются ли такие эксперименты просто рекламными уловками, призванными завлечь посетителей в банковские отделения, либо же роботы действительно способны в перспективе полностью или частично заменить собой банковский персонал.
Одним из пионеров в этой области стал испанский банк Santander, который в далеком 2010 году впервые стал использовать роботов, оснащенных технологией GPS, для того чтобы показывать посетителям дорогу и помогать им ориентироваться на территории офиса. Эти устройства «разговаривали» на нескольких языках и внешне чем-то напоминали знаменитого робота R2D2 из Star Wars.
Модель, которую решил использовать Emirates NBD, называется Pepper. Она разработана специалистами французской компании Aldebaran Robotics, которая в свою очередь является дочерней фирмой японского телекоммуникационного гиганта SoftBank.
Pepper – человекоподобный робот, способный распознавать основные эмоции и определять взаимосвязь между поведением человека и его настроением. По словам представителей компании SoftBank, Pepper может считывать улыбку человека, хмурый взгляд, тон голоса, а также анализировать лексическое поле и понимать невербальный язык, например, кивок головы.
«Это действительно замечательная новинка», – говорит Викрам Кришна, руководитель группы маркетинга и качества обслуживания клиентов Emirates NBD. – «Мы ожидаем, что этот робот будет популярным не только среди молодежи».
Рост Pepper’а составляет 122 сантиметра, а весит он чуть больше 27 кг. Робот оснащен сенсорным дисплеем диагональю 10,1 дюймов и способен работать без подзарядки в течение примерно 12 часов от литий-ионного аккумулятора. У него на голове размещены четыре микрофона, две камеры и сенсорные датчики. Робот может передвигаться со скоростью около 3 километров в час и подниматься по лестнице. Стоимость одного экземпляра Pepper составляет примерно 2000 долларов США.
Примерно год назад появилась информация о том, что японский банк Mitsubishi UFJ также стал использовать роботов для встречи посетителей, заходящих в отделение. Японцы выбрали для этого модель Nao, тоже разработанную компанией Aldebaran Robotics.
По размеру Nao намного меньше, чем Pepper: его высота составляет всего 58 см, а весит он 4 кг. При этом стоит он гораздо дороже – около 8000 долларов за экземпляр. Такая разница в цене вызвана тем, что Nao – более «умный».
Этот робот может вспомнить детали взаимодействия с более чем 5,5 млн клиентов и способен подробно рассказать более чем о ста различных продуктах и услугах. Также Nao умеет говорить на 19 языках и готов вести беседу с клиентами на самые разные темы, начиная от банковских вопросов и заканчивая текущими событиями в мире или прогнозом погоды.
Эксперты считают, что тенденция по использованию роботов в банковских офисах вполне укладывается в популярную маркетинговую стратегию по возврату клиентов в отделения банков. Дело в том, что популярность физических офисов у потребителей год за годом снижается, эффективность банковских отделений падает, а издержки, напротив, постоянно растут.
Может быть, такие роботы действительно позволят оптимизировать отдельные бизнес-процессы, а заодно и помогут банкам увеличить клиентский поток.
Автор: Оксана Дмитриева