ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Прогнозы

Какие российские компании выйдут на IPO в 2022 году

С начала года S&P 500 вырос на 18%, NASDAQ — на 17%, индекс Московской биржи — на 27%. Появление растущего пула розничных инвесторов (число активных счетов клиентов на MOEX приближается к 2,5 млн) становится для российских компаний все более привлекательным фактором для проведения листинга и дома, и на зарубежных площадках. В частности, в этом году российские компании уже привлекли в ходе IPO около $3 млрд. А Нью-Йорк не видел такой хроники размещения российских корпоративных эмитентов со времен первой волны 90-х. 

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

VkusVill

Пионер на онлайн-рынке продуктов питания рассматривает IPO в США в начале 2022 года. Оценки варьируются от $3 млрд до $5 млрд. Крупнейший российский представитель в сфере правильного питания и пищевых технологий, состоит из сети кафе, мини-маркетов и фирменных торговых автоматов.

  • Сеть из 1250 магазинов с ассортиментом ~2500 продуктов каждый
  • Количество ежемесячных покупок — 12,4 млн
  • 78% покупок с картой
  • Большая часть ассортимента реализуется под собственным брендом, более 1100 поставщиков
  • За 2020 год онлайн-продажи составили около 25% от общего объема.
  • Выручка за 2020 год — 114 млрд рублей ($1,6 млрд, то есть выросла в 20 раз за пять лет)
  • Чистая прибыль — 1,8 млрд рублей

«Делимобиль» (листинг в Нью-Йорке и Москве)

Люксембургская Delimobil Holding S.A., головная структура «Делимобиль», Anytime и Anytime.Prime подала документы для IPO. Бумаги будут торговаться под тикером DMOB. Параметры размещения пока не определены. Ранее источники сообщали предварительную цифру привлечения $350 млн.

  • В автопарке оператора более 18 тыс. автомобилей и 7 млн зарегистрированных клиентов
  • За первые 6 месяцев 2021 года выручка Delimobil Holding S.A составила 4,93 млрд рублей (+119%)
  • 6% выручки — краткосрочный сервис каршеринга «Делимобиль», 3,2% — сервис долгосрочной аренды Anytime Prime, 0,2% — иные сервисы
  • Чистый убыток за тот же период — 1170 млрд рублей (-53,3%)

«Делимобиль» — пример компании роста, но сам рост в большей степени коррелирует с развитием всего рынка каршеринга. Из рисков — способность эффективно конкурировать с существующими и новыми сервисами.

ЦИАН

Ведущий российский сервис объявлений и оператор онлайн-базы данных по недвижимости планировал провести IPO до конца этого года. Тогда называлась сумма привлечения около $350 млн. Информация стала меняться в связи с возможным приобретением «Авито» сервиса ЦИАН. По последней информации, сделка не состоится, поэтому возможность IPO все-таки исключать не стоит. Данных о компании не так много:

  • Ежемесячные посетители веб-сайтов превышают 21 млн
  • Более 4 млн активных листингов и база данных в 2,5 млн объявлений
  • Финансовых показателей ЦИАН не раскрывает

Positive Technologies

Ожидаемое IPO компании самого актуального направления последних двух лет, которая 19 лет создает инновационные решения в сфере кибербезопасности, все-таки должно состояться в конце 2021-го — начале 2022 года. PT рассчитывает выход на IPO при активном участии частных инвесторов, прежде всего из IT-сектора. Сама модель IPO редкая — PT создало сообщество заинтересованных участников посредством Telegram-канала. Широкая линейка продуктов и сервисов PT позволяют верифицировать/нейтрализовать реальные бизнес-риски в IT-инфраструктуре предприятий.

  • Клиенты в России — 80% участников чарта «Эксперт-400», в 30 странах — более 2000 компаний, среди которых Google, Huawei, Cisco, Microsoft, Oracle, SAP
  • PT — пример классической компании роста. Стабильно прибыльна. Выручка за прошлый год — +41%, чистая прибыль — +97%, EBITDA margin — 31%
  • Средняя предварительная оценка капитализации — $2,5 млрд
  • Риски — санкции США (PT оказалась в списке шести российских IT-компаний)

Mercury Retail Group

Зонтичная группа, объединяющая сети «Бристоль» и «Красное и Белое». До конца года в ходе IPO на Московской бирже намерена привлечь около $2 млрд. Mercury рассчитывает на оценку в $20 млрд.

  • По данным аналитиков, совокупная доля двух брендов Mercury в сегменте ультра-универмагов составляет 43% и около 4,5% от общего объема рынка розничной торговли продуктами питания
  • За первое полугодие продажи обеих сетей выросли на 20%
  • Привлекательность участия в IPO нужно оценивать при наличии подробных параметров

Softline Group (листинг на биржах Москвы и Лондона) 

Российский поставщик решений технологических решений со штаб-квартирой в Лондоне, специализирующийся на цифровой трансформации, облачных вычислениях и кибербезопасности. Предполагается, что по результатам первого раунда компания соберет около $400 млн.

  • По итогам финансового года оборот вырос на 9% — до $1,8 млрд
  • Наибольший рост — в сегментах облачных услуг (47%), программных решений (12%) и подписки на ПО (5%); сегменты теперь составляют соответственно 25%, 13,6% и 28,9% от общего оборота
  • Доля продаж за пределами России выросла до 45% от объема 2020 года
  • Скорректированный EBITDA — $52 млн
  • Охват клиентов — 55 стран
  • Цена предложения будет определена после формирования книги заявок

«Европлан»

Компания является давним лидером среди автолизинговых компаний Европы.

  • Владелец Safmar Financial Investments — планирует IPO в Москве, собираясь привлечь около не менее $300 млн
  • IPO планируется на 2022 год
  • В зависимости от обстоятельств рассматриваются разные варианты проведения IPO, в том числе возможность частичного cash-in

Автор: Иван Крошный, инвестор, предприниматель

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья