Во всем мире индийская экономика известна в первую очередь оффшорным программированием, из-за чего словосочетание «индусский код» стало именем нарицательным. Вместе с тем российские инвестиции в этой стране направлены в значительно более серьезные сферы. Шла речь об укреплении сотрудничества и на последнем саммите БРИКС, состоявшемся в конце июля в ЮАР. Ранее прошла встреча главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова с министром инвестиций Индии.
Основные инвестиции в индийскую экономику со стороны России сконцентрированы в двух сферах: энергоносители и их обработка, а также транспорт. Обе сферы стратегически важны для российского присутствия не только в Индии, но и в Южной Азии в целом. Несмотря на то, что Россия не является лидером по объему прямых иностранных инвестиций в Индию, крупнейшей прямой иностранной инвестицией в стране за всю историю Индии стало приобретение в прошлом году «Роснефтью» Essar Oil за $12,9 млрд. Мало того, эта сделка является крупнейшей иностранной инвестицией и в истории России. Основным активом Essar Oil является нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 млн тонн нефти в год, второй по размеру в Индии. В довесок «Роснефти» достались портовый терминал, электростанция, сеть заправочных станций. Предприятие было построено недавно, соответствует современным нормам нефтяной промышленности, индекс Нельсона, определяющий сложность нефтепереработки, составляет 11,8. Основной профиль предприятия — обработка тяжелой и сверхтяжелой нефти. Омрачает ситуацию то, что компания сильно обременена долгами. Всего «Роснефть» приобрела 49% компании. Фактически же, по некоторым данным, компания Trafigura, входящая в консорциум, имеющий еще 49% акций, контролируется «Роснефтью», получила кредит на покупку акций в российском банке «ВТБ» и, по сообщениям индийских источников, имеет с «Роснефтью» договоренность о передаче в будущем ей своего пакета. Такая схема якобы была разработана для того, чтобы избежать международных санкций.
Второй мегапроект в области энергетики — АЭС «Куданкулам». Сотрудничество в сфере «мирного атома» между Россией (и ее предшественником — СССР) насчитывает не одно десятилетие. Ядерная программа Индии была разработана при непосредственном участии Советского Союза. Первый энергоблок АЭС был введен в строй еще в 2013 году, проект же ее является, по сути дела, советским долгостроем, соглашение о возведении которого было подписано еще в 1988 году. Ведут работы российские структуры. Что касается инвестиций, то об их наличии можно поспорить — финансирование осуществляется в форме государственного кредита, причем подобная форма имела место и до санкций. Впрочем, в советское время в такой же форме финансировались гигантские проекты, например Асуанской ГЭС в Египте, что не умаляет их стратегического значения. По состоянию на июль на заводе «Тяжмаш» производится оборудование для третьего и четвертого энергоблоков АЭС, которые в скором времени планируется запустить.
Еще большее стратегическое значение имеют транспортные проекты. В начале 2017 года российская компания RailTransHolding и индийская Jindal Limited инвестировали средства в компанию Jindal Rail Infrastructure Limited для производства железнодорожных вагонов и цистерн, а также горно-шахтного оборудования на территории Индии. В сделке также участвовало российское экспортное агентство ЭКСАР, которое структурировало сделку. Следует отметить, что Jindal Rail Infrastructure Limited не являлось до сделки совместным предприятием, оно существует еще с 2007 года, т.е. задолго до того, как россияне в него инвестировали. Сама же корпорация Jindal Limited является одним из лидеров металлургической отрасли не только в Индии, но и во всем мире. В данном случае речь идет о перевозках продукции компании.
Еще одна государственная российская транспортная компания, которая вырвалась на индийский рынок, — «РЖД». «РЖД Интернешнл» планирует через год завершить железнодорожный участок Нагпур — Секундерабад. Договор о совместной деятельности холдинга «РЖД» и «Индийских железных дорог» был подписан 1 июня 2017 года во время визита в Россию индийского премьер-министра Нарендры Моди. Планируется модернизировать уже существующий участок длиной 575 км. В результате модернизации скорость движения поездов по участку будет повышена до 200 км/ч.
Безусловно, перечисленными проектами российские крупные инвестиции в индийскую экономику не исчерпываются. В частности, были и инвестиции компании АФК «Система», которые, видимо, оказались неудачными — во всяком случае, «Система» вышла из индийского телком-проекта, зато недавно инвестировала в индийский сервис доставки еды. Однако перечисленные крупнейшие проекты показывают, что основной интерес России в Индии: создание транспортного коридора Север — Юг. Что по нему перебрасывать? Да те же нефтепродукты, недаром же «Роснефть» вложила столько денег в нефтеперерабытывающие активы. Своей нефти у Индии мало, ее не хватает для обеспечения местной развивающейся экономики, вот «Роснефть» и предлагает Индии российскую и, по некоторым данным, венесуэльскую. Нужен только короткий путь транспортировки. Что касается АЭС, в Индии обнаружены крупнейшие в мире запасы урана, но незадача в том, что они не разведаны. Мало того, в стране дефицит ядерного топлива. Поэтому на текущий момент основная цель коридора Север — Юг в том, чтобы обеспечить нужды местной энергетики, которая не справляется с запросами бурно растущей национальной экономики.
Мы уже писали о перспективах канала «Иранруд». Фактически коридор Север-Юг является двойником этой идеи, отличающимся развитой сухопутной частью и более реалистичным взглядом на перспективы. В целом же там задействованы те же страны — Россия, Индия и Иран, косвенным образом — Азербайджан и Казахстан.
Геополитическое значение транспортного коридора Север — Юг огромно. Сейчас грузы из России в Индию перевозятся через Суэцкий канал, по сравнению с коридором Север — Юг это огромный крюк. В случае запуска коридора максимальная длительность перевозки грузов из России в Индию будет составлять две недели. Это усилит геополитическую роль России, Ирана, Азербайджана и Индии, могут быть снижены последствия санкций против России и Ирана. Помимо этого, Индия выиграет определенные преимущества у своего геополитического соперника — Китая. Основным проигравшим окажется Великобритания, которая контролирует перевозки через Суэцкий канал за счет страховых услуг.
Что касается Индии, ее соперничество с Китаем тоже играет роль в создании транспортного коридора. Эксперты прогнозируют, что Индия выйдет по объему ВВП на второе место после США, задвинув Китай на третье место. По итогам 2018 года, прогнозируют иранские СМИ, рост ее ВВП должен составить 7,5%, в то время как в Китае 6,3%, то есть экономические предпосылки уже созданы. Достаточно только объявить о начале движения по коридору, что тут же вызовет перевод инвесторами средств из китайских активов в индийские.
Автор: Роман Мамчиц