«Российский союз инженеров» (РСИ) неоднократно заявлял о проблеме, которая, несмотря на все усилия, предпринимаемые властями в последние годы в этом направлении, до сих пор остается и стоит крайне остро. Речь идет о дефиците профессиональных кадров. Отсутствие прорывных идей в плане инвестпроектов, дефицит «предметных или производственных менеджеров» действительно являются тормозом развития российской экономики, с этим сложно не согласится. Однако кадровая проблема далеко не ограничивается звеном управленческого ресурса.
Кадровая проблема начинается еще до управления, на стадии реализации. Изначально инвестпроект – это просто идея, бизнес-план, маркетинговый расчет. Без практической реализации все расчеты и идеи превращаются в пшик, а непрофессиональная организация проекта и вовсе ведет к потере средств и банкротству. При этом для перевода любого инвестиционного проекта из бумажной плоскости в практическую профессионализма нужно даже больше, чем для управления реализованным проектом. Ведь речь идет о строительных, производственных процессах, где, в том числе, возникают и вопросы безопасности жизнедеятельности.
Если очень упростить, то инвестпроект на начальной стадии представляет собой идею: «В этом месте нужно поставить объект, на котором будет производиться продукт, который будет продаваться». Причем менеджерам интересен последний этап – куда, за сколько, в каких объемах будет продаваться продукт, а первые два – построить объект и организовать производство – для маркетологов и управленцев, как правило, это уже второстепенные задачи, но именно на этих стадиях и должна быть заложена основа успеха всего проекта. И с этим в России очень серьезные проблемы.
Инженерные изыскания, проектирование, подготовка рабочей документации – качество этих работ падает, о чем профессиональное сообщество говорит уже несколько лет. Проекты годами проходят госэкспертизу, чаще всего из-за документов, качество подготовки которых не соответствует установленным требованиям. Ошибки в проектировании, в инженерных изысканиях приводят к колоссальным потерям. Примеров масса. Чего только стоит резонансный случай, который произошел при введении в эксплуатацию Загорской ГАЭС-2, когда при тестовом запуске произошло подтопление машинного зала и пристанционной площадки. Из-за некачественного проведения геологических изысканий запуск станции уже перенесен с 2013 на 2018 год, а инвестиции в восстановление объекта оцениваются в 24 млрд рублей. Есть еще и упущенная прибыль, которую инвестор потерял в результате переноса запуска станции. И это только один пример, а сколько таких на объектах менее значимых, где строительные работы начинаются еще до прохождения всех этапов проектирования, а в процессе строительства проектировщики вносят изменения в проектную документацию, что называется, «по ходу». Увеличение сметы в ходе строительства на 50-100% стало обычной практикой, особенно при реализации крупных инфраструктурных проектов. К сожалению, это уже системные явления для российской строительной отрасли. В итоге инвестиционные затраты увеличиваются многократно, причиной чему становятся неквалифицированные инженерные кадры.
Далее – сам производственный процесс. Стоимость квалифицированного технического специалиста, например, сварщика или техника по ремонту нефтяного оборудования, зашкаливает, поскольку на рынке острый дефицит технических профессионалов. Без квалифицированного персонала, будь ты хоть трижды грамотным управленцем, организовать эффективный производственный процесс крайне сложно. Собственно, и грамотных управленцев, которые прошли весь путь по карьерной лестнице и знают все нюансы производственного процесса, взять неоткуда.
И хотя мы видим, что ситуация постепенно меняется, пока эти процессы идут очень медленно. Еще 3-4 года назад доля выпускников вузов по инженерно-техническим специальностям в России составляла примерно 13% от всех подготовленных специалистов. Сегодня уже около 20% студентов идут обучаться по инженерным специальностям. Это около 200 тысяч подготовленных кадров в год. Еще около 440 тысяч квалифицированных рабочих и служащих проходят обучение в средних специальных образовательных учреждениях. Трудоустраиваются по профессии около 80% выпускников, то есть ежегодно экономика получает около полумиллиона подготовленных специалистов – рабочих, технологов, инженеров. Это не мало, но возникает множество вопросов к качеству подготовки этих выпускников. Большая часть высококвалифицированных инженерных кадров в нашей стране утеряна, а техническое образование, как правило, оторвано от реальной практики. Вчерашнему выпускнику негде набраться практики – профессиональных специалистов не хватает прямо здесь и сейчас.
Сегодня число квалифицированных преподавателей, которые остаются в курсе новейших технических разработок, в России крайне мало. И это неудивительно – заработная плата педагогов составляет 15000 и менее рублей в месяц. С таким подходом мы рискуем остаться вовсе без молодого профессорско-преподавательского состава, а между тем, старые кадры постепенно уходят. Во многих вузах отсутствуют современные приборы и лаборатории. Издаётся очень мало специальной литературы для инженеров, в том числе переводной. В результате Россия отстает от передовой инженерной мысли по целому ряду направлений. Коммуникация с зарубежным инженерным сообществом сегодня затруднена из-за известных геополитических событий. Нам остались только редкие международные семинары и вездесущий интернет, где можно узнать о последних технических новинках и пообщаться с зарубежными коллегами.
Хотя проблема упущения инженерных кадров признана на уровне правительства и поставлена как важнейшая, она нуждается в активном продвижении на всех уровнях общества. Мы должны просто кричать о том, что Россия не справится ни с каким импортозамещением, если не будут выделены деньги на зарплаты учителям, на оборудование для вузов, на повышение престижа инженерных профессий. Новые поколения россиян должны узнать, что инженер – это звучит гордо. Так, как это звучало в начале 20-го века, как это звучало в 1930-е годы. И эта гордость должна быть подтверждена реальными делами и реальными зарплатами, а не превратиться в очередной пустой лозунг.
Автор: Иван Андриевский, первый вице-президент «Российского союза инженеров»