ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Российский стартап меняет мировой рынок миграционных услуг

Проект Hello Move начинался как иммиграционное агентство и зарабатывал первые деньги на консультации российских стартаперов, желающих переехать в Европу. Теперь это набирающая обороты платформа с голландскими инвесторами в составе и амбициями изменить международный рынок миграционных услуг. 

Российский стартап меняет мировой рынок миграционных услуг

Те же грабли

Российский стартап меняет мировой рынок миграционных услугРоссийский стартап меняет мировой рынок миграционных услугУ любого предпринимателя есть история создания своего бизнеса. История Натальи Сёминой и Юрия Виленского завязана на переезде в Нидерланды. До открытия стартапа Hello Move они жили в разных частях России. Наталья работала маркетологом в крупных корпорациях в Москве и параллельно развивала собственный проект — веб-студию. Юрий занимался предпринимательством в родном Калининграде. Свой первый бизнес — точку по продаже сахарной ваты — он запустил, еще учась в школе. Высшему образованию Виленский предпочел стартап. Он придумал аналог сервиса бытовых услуг YouDo — молодежную matching-платформу TeensJob. В 2018 году она вошла в топ-25 студенческих проектов России по версии всероссийской некоммерческой программы «Преактум».

Юрий искал, кому доверить продвижение TeensJob, и вышел на веб-студию Натальи Сёминой. Вскоре деловые отношения двух предпринимателей переросли в совместные проекты. Год спустя возникла идея о запуске TeensJob в Нидерландах, переезде туда и привлечении инвестиций. Выбор страны был неслучайным: партнеры узнали о программе Startup Visa, в рамках которой королевство дает вид на жительство перспективным бизнес-проектам и их создателям. Правительство рассматривает такие заявки в приоритетном порядке и в случае положительного ответа выдает временный вид на жительство (ВНЖ) сроком на 1 год. Еще одна неочевидная причина — в детстве Юрий часто гостил у родственников в Нидерландах и хорошо знал не только страну, но и местный язык.

В начале 2019 году Виленский подал все документы по указанной выше программе и уже весной получил вид на жительство. Семина подалась на эту программу следом как соучредитель проекта. Однако TeensJob забуксовал с самого начала.

«Одним из условий программы Startup Visa является поиск фасилитатора — аккредитованной правительством организации, которая должна помогать стартапу с переездом, оформлением документов и адаптацией в новой стране, — рассказывает Наталья. — Но нам не повезло: наш фасилитатор оказался дорогой и бесполезной обузой».

Через несколько месяцев закончились деньги.

«Плюс в этот момент мне отказали во временном виде на жительство, — добавляет она, — нужно было срочно что-то придумывать».

Идея из личной потребности 

В это время к ним начали обращаться российские предприниматели с просьбой поделиться опытом переезда в Европу. Сначала Сёмина и Виленский консультировали бесплатно, но спрос увеличивался, и они стали работать как агентство. Из-за отказа в ВНЖ Наталье пришлось в срочном порядке покинуть Нидерланды на три месяца (Юрий остался). Вскоре партнеры придумали более интересную бизнес-модель и проект Hello Move.

«Мы решили сделать онлайн-сервис — агрегатор, который соединял бы предпринимателей и просто желающих переехать за рубеж с миграционными агентствами, помогающими готовить документы и сопровождающими весь процесс переезда», — рассказывает Наталья.

Для запуска стартапа нужны были инвестиции. Полезных связей и нужных контактов в Голландии у предпринимателей не было, поэтому они принялись рассылать письма в различные фонды.

«Но быстро сообразили, что это не работает», — говорит Юрий Виленский.

Тогда партнеры решили действовать через LinkedIn: из 200 разосланных сообщений «выстрелили» 10.

«Мы провели с инвесторами встречи, и все они прошли неудачно. Все сказали, что не видят масштабируемости в нашей бизнес-модели», — вспоминает предприниматель.

За два дня партнеры изменили концепцию Hello Move и убедили двух местных бизнес-ангелов вложиться в идею. Это была первая удача российского проекта в Нидерландах. Местный венчурный капитал с осторожностью относится к иностранным стартапам и тщательно взвешивает все риски.

«Здесь нельзя привлечь инвестиции за одну встречу. Нужно провести минимум 8–9 встреч, — описывает Виленский. — В отличие от России, в Нидерландах серьезно относятся к заключению договора — на 40 листах контракта обычно обговариваются всевозможные ситуации и варианты развития событий. Все должно быть стабильно, понятно и предсказуемо».

В общей сложности российский проект привлек порядка 2 млн руб.

Российский стартап меняет мировой рынок миграционных услуг

Планы на будущее

Деньги ушли на разработку платформы, маркетинг и продвижение проекта в СМИ и интернете. Что сейчас представляет собой Hello Move? Пользователь заполняет короткую анкету, получает список доступных программ и решает, как действовать дальше — самому или через агентства. В первом случае он покупает у Hello Move подробную пошаговую инструкцию за €150 евро (средняя цена). В ней есть вся необходимая информация по программе — начиная с того, как оформить справку о несудимости, и заканчивая тем, как открыть счет в банке.

«Мы пишем большие инструкции, в которых разжеваны все этапы — со скриншотами и видео», — подчеркивает Юрий Виленский.

Во втором случае Hello Move бесплатно перенаправляет пользователя на агентства, помогающих с переездом. Сейчас на платформе представлено свыше 70 предложений от агентств. Каждая компания, как уверяют в стартапе, проверяется в режиме «тайного покупателя». Платформа Hello Move находится на стадии MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) и в большей степени ориентирована на предпринимателей, желающих открыть бизнес за границей.

Зимой 2020 года основатели проекта планируют добавить новый функционал. На сервисе появится личный кабинет, в котором можно будет загрузить документы, калькуляторы и фильтры по агентским предложениям.

«Мы добавим геймификацию и разобьем оформление документов на этапы: например, первый шаг — сделать справку о несудимости. Мы расписываем, что пользователю нужно предпринять для ее получения. На другом этапе понадобится написать бизнес-план. Если человек не умеет этого делать, он может нажать на кнопку “помогите мне”, и мы придем на помощь», — поясняет Наталья Сёмина.

В течение полугода партнеры надеются привлечь еще больше инвестиций (порядка €200–400 тыс.), а также внедрить CRM-систему для агентств и набрать сотрудников для обработки информации по программам (сейчас команда состоит из 5 человек). Со временем основатели проекта планируют выйти за пределы России и стран СНГ — в Европу. А через полтора года — взять курс на китайский рынок.

«Ведь сегодня Китай лидер по числу уезжающих граждан», — заключает Наталья Сёмина.

Автор: Ольга Гриневич

Фото предоставлены Hello Move

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья