ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Инвестклимат

Цифровые двойники и кибергосударство

Цифровые двойники для граждан, уменьшение административной нагрузки на бизнес и, как следствие, снижение расходов на госаппарат – такие результаты обещает Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина в случае реализации идеи «Государство как платформа». Глобальной трансформации предлагается подвергнуть систему государственного управления, положив в его основу самые перспективные и прорывные технологии (от Big Data до искусственного интеллекта). Результатом, обещают в ЦСР, станет благополучие граждан и основанный на информационных технологиях экономический рост страны.

Глава “Центра стратегических разработок” Алексей Кудрин / РИА Новости

Не государство, а IT-компания

Программа ЦСР предусматривает тотальную перестройку формата взаимодействия граждан и государственных органов. Роль государства и представляющих его учреждений должна стать скорее ближе к функционалу ИТ-компании, предоставляющей сервис клиенту.

«В фокусе развертывания государства как платформы находится гражданин», – заявляют авторы доклада.

В соответствии с концепцией Центра, вместо разрозненных услуг, в том числе предоставляемых с помощью ведомственных порталов, граждане получат комплексное и во многом предиктивное решение своих проблем с помощью технологий искусственного интеллекта. Этого позволит достичь единая архитектура государственной цифровой платформы на общем массиве данных, которая постепенно заменит независимые друг от друга ведомственные информационные системы. На единой платформе для граждан будут формироваться так называемые цифровые двойники, аккумулирующих максимальную информацию о каждом россиянине.

«Человек, идентифицируясь в госплатформе, с помощью «цифрового двойника» будет взаимодействовать с цифровой экосистемой и получать цифровые сервисы в соответствии со своими потребностями», – говорится в докладе ЦСР.

Доступ к платформе можно будет получить с помощью удаленной биометрической идентификации, а формат общения с государством в будущем намерены сделать полностью цифровым.

Экономная трансформация

В цифровой формат переведут все госуслуги, а также контрольно-надзорную и разрешительную деятельность. Платформа окажется полезна и для бизнеса, взаимодействие с государством для которого также оцифруют, тем самым снизив административную нагрузку. К тому же часть систем платформы может быть разработана коммерческими компаниями, то есть проект будет интересен бизнесу и с финансовой стороны.

Для государства результатом трансформации (разумеется, помимо глобального перехода в цифровую эру) должна стать бюджетная выгода – по оценке ЦСР, реформа позволит уменьшить расходы на госаппарат на 0,3% ВВП к 2024 г. В том числе это станет возможно за счет роста эффективности работы системы госуправления, увеличения числа безбумажных сервисов, а главное – сокращения числа госслужащих.

Отвечать за переход государства на цифровые рельсы предстоит отдельному министерству, координировать же процесс должен чиновник в ранге вице-премьера (он также именуется главным архитектором системы). Последнему станет подчиняться Центр цифровой трансформации; кроме того, каждый орган госвласти получит главного менеджера по цифровой трансформации. Главному архитектору поступят в распоряжение все существующие на текущий моменты бюджеты, предусмотренные для автоматизации органов власти в стране, которые и станут финансовой основой цифровой госплатформы.

Сопротивление бесполезно

Переход государства на цифровые рельсы практически неизбежен, оно все больше будет «оцифровывать» свою деятельность, уверены эксперты, что подтверждается в числе прочего практикой и опытом западных государств. Поэтому глобальные возражения в связи с этим идея Алексея Кудрина вряд ли встретит. К примеру, дальнейшая автоматизация госорганов по отдельности уже попросту не дает существенного прироста в повышении эффективности работы.

«Электронное межведомственное взаимодействие упростило взаимодействие госорганов, но они по-прежнему остаются своеобразными «феодальными» IT-государствами внутри страны. Создание государственной цифровой платформы является логичным и необходимым для перехода на более зрелую модель госуправления», – уточняет руководитель направления решений для электронного правительства компании КРОК Юрий Гилев.

С его мнением согласен руководитель по развитию направления систем автоматизации и процессов обслуживания NAUMEN Борис Пимоненко.

«Задача сложная, но выполнимая. Реализация проекта приведет к перестройке сознания, переосмыслению действующих процессов госуправления. В результате можно не только повысить уровень информационной зрелости государства, но и способствовать созданию новых конкурентоспособных технологий, продуктов, решений», – считает эксперт.

Другое дело, что сомнение вызывает почти тотальное отсутствие конкретики относительно осуществления заявленных в программе планов.

«Инициатива хорошая, и мы все заинтересованы в запуске подобных проектов. Но, надеюсь, что создатели проекта понимают: все решит реализация. Фактически у ЦСР есть только идея», – говорит ведущий аналитик SearchInform Алексей Парфентьев.

Есть недоверие и к срокам реализации проекта. Если платформа будет реализована, то не так быстро, как хотелось бы разработчикам, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын. Он также напоминает об уже существовавшей во времена позднего СССР идее создания Общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) Анатолия Китова, которая не получила реализации, в том числе в силу сложности. Очевидно, что новая идея также может столкнуться с аналогичными преградами. К тому же аналитик предупреждает о серьезных побочных эффектах реализации программы ЦСР – к примеру, придётся трудоустраивать ненужных более госслужащих, также усилится зависимость от поставщиков ИТ-решений. При этом заявленная экономия для бюджета не выглядит столь уж масштабной.

«0,3% от ВВП – это, конечно, миллиарды долларов, но вряд ли у государства нет сравнимых альтернатив», – говорит Леонид Делицын.

В том виде, в котором инициатива прописана в документе, она во многом утопична, считает коммерческий директор ИТ-компании «Актив» Дмитрий Горелов. Министерствам и ведомствам будет очень сложно принять тот факт, что ИТ-системы последних версий не попадут под их стопроцентный контроль.

«Скорее всего, процесс затянется на много десятилетий. Наша страна очень большая, органов федеральной власти много. Приступать к реализации идеи можно постепенно и поэтапно, начиная с пилотных проектов. Но даже первые шаги позволят сделать государство более цифровым», – говорит Дмитрий Горелов.

Основной сложностью в реализации программы тем не менее рискует стать сопротивление со стороны действующей системы госуправления. Инициатива подразумевает создание более высокоэффективного корпоративного управления, не типичного по стилю для государственного управления в нашей стране, поясняет Юрий Гилев.

«Поэтому реализация инициативы возможна только при непосредственной поддержке со стороны первых лиц страны», – считает Юрий Гилев.

Основная сложность вообще может оказаться не в цифровизации, согласен эксперт Школы IT-Менеджмента Института экономики, математики и информационных технологий РАНХиГС Александр Черкавский, ведь цифровые технологии сами по себе ничего изменить не могут, а цифровизация государства предполагает в первую очередь изменение поведения государственных служащих.

«В организационной культуре государственного управления должна появиться мотивация к совместной работе, междисциплинарным исследованиям и инновациям. Если этого не произойдёт, то такой проект, как ГкП, не реализуем», – говорит Александр Черкавский.

Даже отбросив вопросы о стоимости реализации, отсутствии российских решений в области роботизации процессов и кадровом обеспечении, все равно требуется решить проблему чрезмерной сложности информационного дизайна платформы, полагает он.

«Именно в момент проектирования на всех уровнях управления выявится нехватка информационных менеджеров, которые способны поставить задачи и чётко сформулировать требования для ее создания», – считает Александр Черкавский.

С ними не согласен член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин. В последнее время эксперты ЦСР стали работать в тренде изменений подхода к управлению – переводу на проектные рельсы, а в самом докладе во многом используется понятный для современных чиновников инструментарий – проектный подход и электронное взаимодействие (органов власти между собой, с бизнесом, с гражданами), убежден он.

«Сегодня даже классические формы – государственные программы – переводятся в режим проектного управления с изменяемыми процессными показателями, формированием проектных офисов и центров компетенций, с распространением реализации программ на все уровни власти. Вполне вероятно, что мы имеем дело с формой доработки концепции единого управления до уровня понимания ключевых должностных лиц», – резюмирует Артем Юдкин.

Наконец, президент Cognitive Technologies Ольга Ускова полагает, что идея создания единой государственной цифровой платформы (ЕГЦП) утопична. И проблема здесь не в технологической сфере.

«Еще более 20 лет назад Cognitive Technologies участвовал во всероссийском проекте по созданию и введению в России единого сквозного социального номера гражданина, – рассказывает эксперт. – Несмотря на то что инициатива была поддержана на самом высоком уровне всеми профильными ведомствами, включая законодательную власть, результата достичь так и не удалось. И сегодня вместо единой карточки у нас на руках имеется целый набор налоговых, страховых, социальных, пенсионных и других карт. Если чиновники не смогли договориться по более простому поводу, что говорить про ЕГЦП. Имеющаяся у нас в стране структура чиновничьего аппарата применительно к ИТ-проектам такого рода не позволяет прийти к единому согласию отдельных его блоков».

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»