Годовой объём букмекерского рынка в России оценён в 1,15 трлн рублей. Итоговый показатель 2018 года на 70% превышает прошлогодний. Взлёт обеспечил проходивший в нашей стране чемпионат мира по футболу и регуляторные изменения, в том числе в рекламе букмекерских услуг. Такие данные содержатся в исследовании, которое провели информационно-аналитический портал «Рейтинг букмекеров» и ARKA Agency. Результаты были представлены во время пресс-конференции в «Интерфаксе».
«Это совпадает с оценками экспертов, которые прогнозировали рост из-за предстоящего чемпионата мира по футболу в России. Как показало наше исследование рынка, 250 млрд руб. приняли российские букмекеры на ЧМ — это 2,5% от мирового объема ставок ЧМ-2018, о которых сообщала FIFA», — подчеркнула гендиректор ARKA Agency Мария Соболева.
При этом молодая для России индустрия постепенно выходит из тени. Как отметил основатель «Рейтинга букмекеров» Паруйр Шахбазян, теневой рынок ставок сокращается: если в 2017 году на долю нелегального рынка приходилось 60%, в 2018-м она составила 43%, или 500 млрд рублей.
«Если мы устраним бессмысленные препятствия, которые индустрия “унаследовала” от других рынков — двухэтапная идентификация игроков и НДФЛ на выигрыши, что мало где в мире ещё распространено, букмекерский рынок выиграет, — сказал Паруйр Шахбазян. — Сейчас бизнес и игроки уходят в офшоры, где условия выгоднее».
По словам председателя подкомитета ТПП РФ по букмекерской деятельности и тотализаторам Николая Оганезова, как только игроку будет комфортнее и выгоднее на легальном российском сайте, тем значительнее будет падение посещаемости иностранных ресурсов.
Сегодня в России 30 компаний имеют официальную букмекерскую лицензию (подключены к Центру учета переводов интерактивных ставок, входят в СРО), но активно работают из них 16. Паруйр Шахбазян отметил, что ожидает появления в течение года еще минимум одного иностранного игрока на российском рынке, о планах по экспансии заявляли еще две заграничные компании.
При этом постепенно сокращается количество приемных пунктов ставок, сейчас их число на 8% меньше, чем годом ранее, — 6300 пунктов. Объясняется это тем, что содержание фактически магазина обходится дорого, а клиенты уходят в онлайн.
В хоккей играют настоящие мужчины
Хотя бы один раз в жизни делали ставку на спорт 8% жителей страны — это более 8 млн россиян. За минувшие 12 месяцев обращались к букмекерам 4,7 млн россиян — это 4,5% населения страны. Исследователи составили портрет потребителя букмекерских услуг: мужчина от 25 до 34 лет, рабочий, служащий или менеджер среднего звена, с личным доходом 20-50 тысяч рублей, увлекается ставками на спорт около трех лет. Наибольшей популярностью пользуются футбол, хоккей, большой теннис, а также баскетбол и волейбол. Заработать на этом рассчитывают только 16% клиентов, большинство видят в этом развлечение (39% опрошенных) или делают ставки за компанию с друзьями (25% опрошенных).
В 2018 году, по данным «Рейтинга букмекеров», средняя ставка составляла 1500 рублей, это на 50% больше, чем годом ранее. Однако активный игрок тратит на ставки более 17 тысяч рублей в месяц. Каждый третий играет в ноль и почти столько же человек уходят в минус.
Именно риск потери денег и страх впасть в зависимость являются основными факторами негативного отношения к букмекерам. Однако Николай Оганезов считает, что принципы ответственной игры вполне могут противостоять этим рискам.
«Букмекеры объединены в СРО, в рамках которых приняты принципы ответственной игры, в них, в частности, прописано, что игрок может обратиться в любую букмекерскую контору с заявлением не принимать от него ставки или ограничить их определенной суммой, если сам не может контролировать себя. Букмекер, если он видит, что игрок чересчур активен, должен предложить ему остановиться», — подчеркивает Николай Оганезов.
Число тех, кто отрицательно воспринимает сами ставки на спорт и этот вид бизнеса, — 29%.