В этой статье я бы хотел рассказать о компаниях, каждая из которых является «единорогом». Акции двух из трех уже можно купить на Нью-Йоркской фондовой бирже. Есть закономерность: все они родились в большой Бостонской агломерации. И если Кремниевая долина — это Мекка для софтверных стартапов, то Бостон, особенно Массачусетский технологический институт (MIT), — Медина для инноваций в сфере производства.
Оговорюсь сразу: я не буду анализировать весь рынок 3D-печати, а остановлюсь на некоторых наиболее заметных представителях сегмента настольной 3D-печати. Но и тут все весьма условно, так как в процессе совершенствования технологии происходит плавное перетекание продуктов из одной категории в другую; грубо можно выделить три основных категории: настольную, профессиональную и промышленную. Итак…
В 2011 году три американских студента основали в своем гараже компанию Formlabs. Ее возглавил Макс Лобовски. Родившийся в семье инженеров — эмигрантов из Украины, он с юности интересовался робототехникой и новыми технологиями, в старшей школе посещал различные профильные дополнительные занятия. Получив степень бакалавра в Корнельском университете, он поступил в магистратуру MIT, где и начал разработку своего настольного 3D-принтера, одновременно производительного и доступного по цене.
Друзьям удалось быстро получить «ангельские» инвестиции, на которые в 2013 году они запустили первый продукт — принтер Formlabs Form 1. На краудфандинговой площадке Kickstarter им удалось собрать почти $3 млн от более чем 2000 бейкеров со всего мира, которые были в восторге от нового продукта, обещавшего сделать 3D-печать доступной практически всем. На тот момент на рынке были представлены модели принтеров, работающих по технологии засветки лазерным лучом фотополимерной смолы (SLA) с ценой от $100 тысяч, Formlabs же предложил принтер за $1500. Компания, конечно, столкнулась с массой сложностей при производстве первой партии, но ей удалось отгрузить принтеры всем покупателям. И пусть они были далеки от совершенства, это позволило привлечь раунд А инвестиций в размере $19 млн и вернуть «ангельские» деньги.
Далее компания продолжила совершенствовать продукт и создавать экосистему наподобие Apple, частями которой являются сами 3D-принтеры, расходные материалы (смолы для различных задач), программное обеспечение для подготовки моделей к печати и оборудование для постобработки.
В 2019 году оборот компании достиг $100 млн, в мае 2021 года она получила $150 млн в раунде Е от фонда SoftBank Investment Advisers по оценке стоимости компании в $2 млрд. После пошли разговоры об IPO, что было бы абсолютно логичным шагом, так как инвестфонды планируют это в перспективе 7–10 лет, и этот срок для инвесторов первого раунда уже наступил. Однако невзирая на большие ожидания рынка, в интервью изданию BizJournals Макс Лобовски сказал, что он не спешит делать компанию публичной:
«Мы бы предпочли не торопиться и лучше подготовиться, чтобы стать отличной публичной компанией… Мы получаем больший доход, чем все 3D-компании вместе взятые, ставшие публичными при помощи SPAC (процедура позволяющая стартапам выйти на IPО путем слияния с другой частной компанией). Тем не менее когда я смотрю на действительно крупные, успешные, долгосрочные публичные проекты, к чему мы и стремимся, то вижу, что они находятся на совершенно другом уровне с точки зрения предсказуемости и прибыльности, чем мы».
Это серьезные слова; по всей видимости, у главы компании есть основания их произносить. Скорее всего, дело в прогнозе капитализации компании — он в районе $4–6 млрд при успешном первичном размещении, что сделает ее крупнейшей компанией на рынке, ведь даже результат ветерана и многолетнего лидера рынка — компании 3DSystems — на август 2021 года составляет не более $3,5 млрд.
В отличие от студентов из Formlabs, компанию Markforged создали ребята постарше. Впрочем, и тут не обошлось без MIT. Выпускник Массачусетского политеха Марк Грег столкнулся с 3D-печатью, когда его компания выполняла заказ для ВМФ США. Эксперименты в области повышения качества продукции навели его на мысль создать принтер, который бы мог армировать напечатанную модель карбоновой нитью, чтобы сделать ее прочной и пригодной для использования под нагрузкой.
Компания была основана в 2013-м, а уже в 2014 году на выставке Solidworks World стартап представил первый продукт — принтер Mark One, который обладал двумя экструдерами и мог армировать печатаемую модель нейлоном, стекловолокном и даже кевларом. Позже была представлена облачная платформа для управления печати The Digital Forge, а уже в 2017 году Markforged объявил о выпуске настольного металлического 3D-принтера Metal X стоимостью в $100 тысяч, в то время как аналоги конкурентов стоили миллион. В 2020 году оборот компании составил $70 млн; менеджментом было принято решение вывести компанию на IPO с помощью SPAC. Компания представила потенциальным инвесторам концепцию аддитивных технологий 2.0, позволяющих производить готовые изделия, а не прототипы, что открывает путь для 3D-печати к производству товаров. Объем рынка оценивается экспертами в $13 триллионов.
Опираясь на отчет Wholers Report, в 2020 году компания предсказала рост рынка аддитивных технологий со средним темпом в 27%, а это значит, в ближайшие 8 лет с текущих $18 млрд рынок вырастет до $118 млрд в 2029 году с 10-кратным ростом собственной выручки до $700 млн уже в 2025 году.
15 июля 2021 года состоялся листинг Markforged на Нью-Йоркской фондовой бирже, ей был присвоен тикер MKFG. Размещение прошло по оценке в $2 млрд, но спустя месяц акции слегка потеряли в цене. Текущая капитализация составляет около $1,5 млрд. Остается открытым вопрос: стоит ли покупать акции компании, которая планирует быть планово-убыточной еще минимум 2 года (компания прогнозирует оборот около $100 млн в этом году)?
С одной стороны, на рынке достаточно компаний, торгующихся с еще большими мультипликаторами, а с другой, 3D-печать — еще не настолько сформировавшаяся технология, чтобы можно было быть уверенным в 100% успехе именно той концепции, которую предлагает Markforged. Собственно, одним из рисков для себя сама компания считает появление новых технологий, которые могут подорвать ее текущее технологическое превосходство. В целом инвесторы сейчас настроены положительно в отношении будущего 3D-печати.
На них произвело сильное впечатление то, как технология проявила себя в первые, самые тяжелые, месяцы пандемии, когда были нарушены производственные цепочки и многие транспортные артерии перестали действовать. С помощью 3D-печати быстро удавалось наладить производство срочно необходимых клапанов для ИВЛ, защитных масок, переходников и многого другого. Концепция распределенного производства сразу превратилась из красивой идеи в реальную необходимость. Так что, как и всегда, у медали две стороны, но если вы интересуетесь акциями с большим потенциалом, стоит как минимум присмотреться к этой компании и рынку аддитивных технологий в целом.
Последняя в моем повествовании — компания DeskTop Metal. Formlabs создали студенты MIT, Markforged — выпускники MIT, DeskTop Metal создана предпринимателями со стажем Риком Фулопом и Йоханом Майербергом, а так же четырьмя (!) профессорами MIT. Идя к цели, Рик Фулоп основал 6 различных компаний, также возглавлял инвестиционный фонд. Йохан Майерберг был ведущим инженером в различных компаниях и стал техническим директором DeskTop Metal.
Задачей компании изначально было создание доступного по цене настольного 3D-принтера, печатающего металлические модели. Компания сразу стала фаворитом у инвесторов и привлекала раунды инвестиций с завидным постоянством. Среди ее доноров были BMW, Ford Motor, Stratasys (пионер создания технологии 3D-печати), инвестфонд SaudiAramco, General Electric и другие. Общая оценка в последнем раунде достигла $2,4 млрд при ничтожном обороте в $26 млн в 2019 году. Полученные средства шли на R&D и привлечение в компанию лучших инженеров и разработчиков. В 2017 году была представлена трёхкомпонентная система металлической печати на базе FDM-технологии послойной печати с последующим выжиганием и запеканием конечной модели. Система была очень «сырой»: для печати было доступно небольшое количество материалов, а сама печать имела массу ограничений, конечные изделия выглядели грубыми с большими погрешностями по размерам. Тем не менее разработки были продолжены, и компания анонсировала свою потенциальную звезду — систему высокоскоростной металлической печати Production System, которую, правда, с трудом можно назвать настольной. В компании уверяют, что технология Single Pass Jetting в 100 раз быстрее любой другой существующей технологии 3D-печати металлом, но поставки принтеров должны начаться только в конце этого года, поэтому в данном случае приходится верить на слово.
Компания вышла на IPO 10 декабря 2020 года по той же схеме SPAC и в своей презентации для потенциальных инвесторов обозначила следующие параметры: планируемый оборот в 2025 году — $942 млн, выход на операционную прибыль — в 2023 году, а также указала на то, что планирует потратить значительную часть полученных средств на сделки по поглощению других компаний из сферы 3D-печати.
Капитализация на Нью-Йоркской фондовой бирже в момент выхода на IPO 10 декабря составила фантастические $6 млрд. В ходе размещения было привлечено $580 млн, компании был присвоен лаконичный тикер DM. Уже в феврале 2021 года акции выросли еще сильнее: капитализация компании превысила $8 млрд. DM заявила, что станет первой компанией в истории 3D-печати с капитализацией более $10 млрд. Получив огромные средства в свое распоряжение, уже в январе 2021 года DM объявила о первой сделке поглощения: за $300 млн был куплен немецкий производитель профессиональных фотополимерных 3D-принтеров EnvisionTEC (основана в 2002 году и является одной из старейших на рынке).
Для меня такой выбор был неочевиден: между DM и EnvisionTEC сложно найти что-то общее — добиться существенного синергетического эффекта от сделки будет сложно. EnvisionTEC продолжил работу под своим брендом как 100%-ная дочка DM и планирует выпуск ряда новых моделей для своих ключевых потребителей — стоматологических клиник и ювелирных компаний.
Также в течение этого года были куплены несколько небольших компаний, специализирующихся на производстве материалов и ПО. DM расширяет за счет этого свою патентую базу и собирает под своим крылом лучшие идеи и людей. Самым же громким приобретением стала объявленная в августе покупка за $575 млн еще одной публичной компании — американской ExOne. Созданная в 2005 году в Питтсбурге, она специализируется на производстве промышленных 3D-принтеров для создания литьевых форм из песка и других материалов. Примечательно и то, что ей удалось коммерциализировать патент на эту технологию, выданный MIT еще в 1993 году. В данном случае можно сказать, что продуктовые линейки DM и ExOne находятся ближе друг к другу, и они уже представили совместное портфолио на базе продукции обеих компаний, в котором одни продукты дополняют другие.
Логично было бы предположить, что акции DM взметнулись до небес после таких громких приобретений, но в реальности произошло обратное. Со своего пика в феврале акции упали в 4 раза и сейчас торгуются на уровне $8 за штуку, а капитализация слегка превышает $2 млрд. Видимо, первая эйфория инвесторов сменилась более трезвым подходом к текущим результатам компании. Возможно, на это повлияло недовольство части акционеров ExOne, посчитавших цену продажи компании несправедливой и готовящих коллективный иск к менеджменту с целью заблокировать сделку.
Стоит ли покупать акции DM сейчас, когда они так сильно упали, или подождать дальнейшего падения? Я бы сказал, их текущий уровень очень комфортный для входа, но, конечно же, определенный риск у таких инвестиций тоже есть. И это несмотря на то, что компания отчиталась об успешных результатах работы за 1-е полугодие, на основании которых DM ожидает выручку свыше $100 млн в этом году.
Подводя итог, хочется сказать, что ряд биржевых аналитиков считает происходящее на рынке аддитивных технологий «ренессансом». Рынок пришел в движение после пандемии, которая дала всем надежду на то, что технология созрела для серьезных задач, а также на то, что ситуация в отрасли 2013–2014 годов не повторится. Тогда методика была еще очень «сырой», но привлекала массу внимания прессы и потенциальных инвесторов. Это разогнало акции лидеров рынка 3DSystems и Stratasys до неведомых высот, а потом, когда случилось разочарование результатами их работы, падение доходило до 20 раз от пиковых значений. Стартапы скупали пачками, не особо разбираясь с тем, что с ними делать впоследствии. Большинство этих сделок только усложняло работу компаний, не давая сфокусироваться на основном бизнесе. Хочется надеяться, что история станет хорошим уроком для новых гигантов индустрии. В этом году уже состоялся ряд выходов компаний из сферы 3D-печати на IPO с помощью SPAC, и еще несколько крупных размещений планируется на конец года. И если вас интересует этот сектор, следите за новостями.