На мой взгляд, бизнес-обучением так или иначе пронизана жизнь каждой российской семьи. Большинство мамочек в декрете обучаются сами зарабатывать в интернете, затем идут дальше и за деньги обучают этому других. Молодежь веселится на просторах интернета, огромная ее часть обучается или обучает других продвижению в социальных сетях своего имени, хобби или бизнеса. Учителя йоги, стояния на гвоздях, хождению по углям и стеклу, мастера цигун дают практики успокоения сознания для обретения изобилия. Тренеры других различных экстремальных направлений призывают раскрыть внутренние ресурсы для прорыва в бизнесе, пробить свой финансовый потолок и т.д. и т.п. Следовательно, их тоже можем отнести к различным формам бизнес-тренингов. Эзотерические тренинги исполнения желаний и притяжения денег, раскрытия каналов богатства и процветания тоже служат развитию бизнеса и зарабатывания денег.
Структуры МЛМ активно внедряют обучение всех сотрудников. Вследствие кризиса 2008 года были сокращены расходы компаний на корпоративное обучение. И это дало толчок развитию рынка открытых бизнес-тренингов и тренингов личностного роста.
Конечно же, вездесущий интернет размывает границы доступа к обучению. Онлайн-тренеры говорят:
«Если человек умеет что-то, обязательно найдется другой человек, который захочет этому научиться».
Ведущие университеты мира активно внедряют онлайн-курсы дополнительного и высшего профессионального образования, даже MBA. В период 2017—2018 гг. хайпом на рынке бизнес-тренингов являлся сам хайп (от англ. HYIP — High Yield Investment Program, также Хип, Хи-Айпи) — для финансовых компаний подразумевается мошеннический проект, похожий на инвестиционный фонд с высокой доходностью, разновидность финансовой пирамиды, инвестиционной аферы, которая обещает высокую окупаемость инвестиций, выплачивая прежним участникам деньги за счёт поступлений от новых клиентов. Обучение работе с криптовалютами притянуло огромное количество предпринимателей и тех, кто таковыми не является. Желание получить много и быстро захватывает большинство.
Оценить емкость всего рынка бизнес-тренингов сложно. Разные исследовательские организации называют разные цифры: $20-25 млн в год, $1,5 млрд в год. Я думаю, настоящая емкость выше этих значений. Так как емкость рынка криптовалют, по сути, не подлежит учету. И все-таки о самом обучении на бизнес-тренингах хочется остановиться более подробно.
Я бизнес-практик. Обучаю тому, что мне принесло высокий результат за короткий период. Мне пришлось стать бизнес-тренером в должности генерального директора холдинга. Когда приходилось обучать директоров сорока предприятий самым азам развития и ведения бизнеса. Слово «маркетинг» некоторые и не слышали. Так что приходилось не просто обучать, а доводить до желаемого результата. Затем возникла потребность обучения директоров других холдингов нашей группы компаний и их доведение до эффективного результата. Таким образом, стал еще и бизнес-консультантом. В итоге — вывод холдинга в топ-200 российских предприятий в розничной торговле.
Итак, что же происходит на российском рынке бизнес-тренингов сегодня? Основную нишу занимают тренеры-мотиваторы! Люди идут на тренинги за волшебным словом, секретным секретом, да и просто наполниться энергией драйва, которая разгоняется в зале из их же внутреннего потенциала. Человек ощущает заряд, который исчезает после такого тренинга и не приносит желаемого результата. В отличие тех тренингов, где есть конкретные алгоритмы, проработка бизнес-проектов здесь и сейчас. Когда на тренинге участник уже запустил или проработал четкий порядок действий по выводу бизнеса или карьеры на новый уровень. Это труд за пределами призыва «давайте пошумим!». Здесь требуется ясное сознание, умение его сконцентрировать на конкретной, понятной и четкой цели, имеющей свои критерии, ресурсы и время, достижение которой выражается в конкретных цифрах. Вспоминаем характеристику цели по SMART. В этом случае человек занимается решением своей потребности. Есть потребность — есть мотив. Мотивация без потребности — сотрясание воздуха! Человек, которому необходима мотивация со стороны, имеет ослабленное сознание, снижение психического потенциала. Поэтому он больше подвержен воздействию извне, ему требуется не бизнес-тренер, а мотиватор, который будет его вдохновлять и вдохновлять. Здесь не требуется продуктивная работа, важно общение с себе подобными в созданной атмосфере эйфории.
В мае этого года я был на международном бизнес-форуме в Дели. И там на сцене появлялись гуру-мотиваторы. Ранее один канадский бизнес-мотиватор мне сказал такую фразу:
«Я сам исповедую то, что проповедую».
Я не сравниваю: что лучше, что хуже. На каждого проповедника от бизнеса есть своя паства бизнесменов. Наблюдаю то, что жизнь на допинге мотиваторов захватывает большое количество потребителей этого рынка. Это приятней, чем трудиться на результат. Вижу, что когда нет возможности оплачивать такие тренинги, люди идут волонтерами, помощниками, стараются заработать на приглашении других людей, чтобы получить очередную дозу «мотивации». Подобный тренд формируется теми, кто продвигает и внедряет в сознание людей подобные ценности. Все изменяется и проходит. Пройдет и это наверняка. Игроков на рынке десятки тысяч, перечислять и называть их имена не вижу смысла.
Мое пожелание предпринимателю — всегда понимать, какую цену он платит за инструмент. И сколько заработает при помощи полученного инструмента. Иметь крепкое и ясное сознание, высокий энергопотенциал, уметь управлять собой, а значит, своим бизнесом! А обучаться — всегда полезно! Обучаться у бизнес-практиков!