ENG
Мнение, Финансы

Куда движется рынок микрофинансирования

Никита Ломакин – основатель и генеральный директор Kviku

Сегмент МФО, пожалуй, является одной из немногих сфер российской экономики, которая год от года демонстрирует уверенный рост. Данная тенденция во многом объясняется продолжающимся снижением общих темпов экономического роста и, как следствие, падением реальных доходов граждан, о чем достаточно красноречиво свидетельствуют данные Росстата. Если в 2015 году доходы населения снизились только на 3,2%, то в 2016 г. аналогичный показатель составлял уже 5,9%. При этом по итогам текущего года темпы падения доходов, вероятно, будут лишь нарастать. По мнению многих экспертов, российской экономике как воздух требуются масштабные реформы, связанные с коренными структурными изменениями, без которых рассчитывать даже на небольшие сдвиги в лучшую сторону – а уж тем более на существенные прорывы в данном направлении – не приходится.

На фоне общего падения экономики рынок МФО действительно демонстрирует высокие показатели роста. Следует отметить, что на определенных этапах своего развития сегмент был зарегулирован слабо, что привело к появлению на нем определенного числа не самых добросовестных компаний, сумевших воспользоваться низкой финансовой культурой граждан. Такое явление в основном наблюдалось при предоставлении займов до зарплаты, что косвенно подтверждает бедственное положение многих наших соотечественников, которым зачастую не хватает собственных доходов даже на товары первой необходимости, включая еду и одежду. В результате достаточно агрессивной политики некоторых микрозаймовых организаций сильно увеличился общий уровень закредитованности населения, в особенности его самых малообеспеченных слоев, что потребовало скорейшего вмешательства Центрального Банка.

В текущем году рост рынка МФО в определенной степени был связан с накоплением токсичных долгов. Прибыльные организации отрасли, которые специализировались на предоставлении займов до зарплаты, оказались не заинтересованы в цессии просроченных долгов, что способствовало оптимизации налогообложения. Появление новых требований к формированию резервов по займам свыше трех месяцев неминуемо должно привести к сокращению прибыли в отчетности. Основной прирост рынка в таком случае станет возможным только при условии накопления на балансе микрофинансовых организаций больших объемов плохих активов.

Согласно данным «Эксперт РА», к концу текущего года прирост рынка МФО может превысить 30%. Однако уже в следующем году, даже несмотря на расширение аффилированных с банками МФО, ожидается некоторое замедление динамики его развития, что связано с высоким уровнем регуляторной нагрузки.

На данный момент основным результатом деятельности ЦБ стал уход с рынка большого числа недобросовестных и мошеннических организаций. Оставшиеся игроки разделились на организации двух типов – МКК и МФК. Рынок стал более цивилизованным и более сбалансированным.

Сейчас мы наконец достигли стадии, когда дальнейшее развитие рынка МФО будет возможным не за счет агрессивного наращивания выдачи займов населению, а за счет внедрения новых технологий, связанных с дальнейшим смещением компаний в онлайн-сегмент и появлением удобных предложений в их продуктовых линейках. Собственно, успешная реализация данного тренда станет решающим фактором развития для МФО, которые позиционируют себя в качестве представителей финтеха. В связи с этим следует более подробно остановиться на особенностях оказания финансовых услуг в интернете как на одном из основных современных трендов.

Так, число выданных онлайн-займов за последние несколько лет увеличилось в среднем в 3 раза. Если еще в 2015 году в России их было выдано всего 1,5 млн, то по итогам 2017 года количество может достичь 14 млн, а общий объем всех займов – 30 млрд рублей. Согласно данным ЦБ, по итогам I квартала текущего года количество онлайн-займов составило 20% от общего числа всех выданных займов. Сегодня для сохранения и улучшения позиций на рынке финтех-компаниям требуется быть максимально эффективными: их предложения должны быть выгодными для клиентов, а время рассмотрения заявки необходимо свести к минимуму. Не менее важным является умение компании определять качественных клиентов из всего массива обращений. В этом случае ключевую роль вновь начинают играть передовые технологии, которые позволяют проводить аналитику и наиболее эффективно выявлять факторы риска по каждому из поступающих обращений. С этой целью производится внедрение новых алгоритмов сбора и обработки информации, включая данные из социальных сетей и сведения из бюро кредитных историй. Многие компании используют для оценки своих заемщиков собственные уникальные разработки.

Среди клиентов компании Kviku наблюдается достаточно интересная тенденция: заемщиками, как правило, становятся молодые люди и девушки, привыкшие использовать различные онлайн-сервисы для покупки товаров и получения услуг. Данная категория клиентов обращается в МФО не от безысходности, а исключительно предпочитая более удобный по сравнению с традиционным способ получения финансовых услуг. У значительной доли рассматриваемых заемщиков с кредитной историей все в порядке, и более важную роль для них играет возможность экономии времени: в настоящее время все меньше и меньше людей готовы простаивать в очередях, что в последние годы уже является сформировавшимся трендом. Скорее всего, примерно таким же представляется портрет типичного клиента не только у нашей компании, но и у наших конкурентов.

Если вернуться к возможностям развития продуктовой линейки, то с недавнего времени МФО предлагают услуги, которые ранее были присущи скорее традиционным банкам. Например, одним из таких продуктов стали кредитные карты: раньше они предоставлялись исключительно классическими банками, но сейчас данный сегмент рынка начинают завоевывать и представители финтеха. По прогнозам экспертов, уже в ближайшие 5-10 лет рынок пластиковых карт ждут глобальные изменения: уже сейчас мы наблюдаем бурное развитие бесконтактных платежных систем, таких как Apple Pay, Samsung Pay и другие аналогичные предложения. Другими словами, на смену пластиковой карте приходят приложения, которые устанавливаются на смартфоны и мобильные устройства. Таким образом, на рынке появляются принципиально новые решения, которых раньше просто не существовало.

Особое внимание стоит уделить продуктам, которые по своим характеристикам способны чем-то выделиться на фоне традиционных предложений: например, сейчас огромное внимание приковано к виртуальным кредитным картам, которые успешно используются при совершении покупок в интернете. Если говорить о перспективах их применения для классического шопинга в режиме офлайн, то их вполне возможно интегрировать с сервисами бесконтактных платежей на мобильных устройствах, о которых было упомянуто ранее. В качестве примера одного из самых громких стартапов для совершения моментальных платежей со смартфона можно привести проект Affirm, запущенный одним из создателей PayPal Максом Левчиным. Если говорить о российском рынке, здесь аналогичные продукты предлагает компания Kviku, специализирующаяся на предоставлении финансовых услуг исключительно в режиме онлайн.

Материалы по теме


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.