Инвестиции, Технологии

Владислав Филев обгонит Илона Маска в космосе

Аэрокосмический холдинг S7 закажет 85 ракет-носителей у РКК «Энергия». Об этом владелец S7 Владислав Филев сообщил на конференции «Космос как бизнес». «Инвест-Форсайт» узнал, как S7 собирается конкурировать с другим частным космическим перевозчиком — компанией Space X миллиардера Илона Маска.

© РИА Новости / Алексей Никольский

Начало космической одиссеи Владислава Филева

S7 Group — крупнейший частный авиационный и космический холдинг России, принадлежащий Владиславу Филеву и его супруге Наталье Филевой. В 2016 г. S7 подписал контракт с РКК «Энергия» на покупку плавучего космодрома Sea Launch, который пришвартован в Лонг Бич Калифорнии. Помимо платформы Odyssey с ракетным оборудованием, S7 достался корабль Sea Launch Commander. Таким образом, в России появилась первая частная космическая компания. В планах Владислава Филева — совершение до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет. Правда, пока что деятельность Sea Launch заморожена, так как сделка не завершена.

Sea Launch, или «Морской старт», был создан в 1995 году консорциумом в составе американской Boeing, российской РКК «Энергия», норвежской судостроительной компании Kvaerner (ныне Aker Solutions) и украинских предприятий — КБ «Южное» и ПО «Южмаш» для запусков космической ракеты «Зенит». Но в 2009 г. «Морской старт» обанкротился, и в проекте осталась только РКК «Энергия». В 2014 г. запуски были приостановлены.

Владислав Филев считает, что Sea Launch для успеха нужна новая, более дешевая ракета, которая могла бы стать конкурентом Falcon 9, созданной Space X Илона Маска. Ни «Зенит», ни новая ракета «Ангара» для этого не подходят.

Новая ракета для «Морского старта» 

В 2016 году «РКК Энергия» взялась за разработку нового реактивного аппарата «Союз-5».  И хотя гендиректор «S7 Космические Транспортные Системы» Сергей Сопов говорил, что «Союз» не должен быть похожим на «Зенит», по данным «Форбс», в основу нового летательного устройства положат все тот же «Зенит» с двигателем РД-171. Новая ракета будет двухступенчатой и способной выводить грузы на орбитальную высоту до 1,5 тыс. км. Вес ракеты составит 500-550 тонн без груза, и 700 — с грузом. Впервые в истории российской ракетной техники первая ступень «Союза-5» будет многоразовой, как у Falcon 9. Самое же главное — себестоимость новой ракеты-носителя должна составить не более $600 за 1 кг массы. При таком показателе ракета способна приносить прибыль. Новую ракету, по словам Сопова, сделают за пять-семь лет.

«Мы готовы подписать заказ на 50 ракет и еще опцион на 35 ракет в течение десяти лет», — сказал Филев.

Но пока что  S7 закажет у РКК «Энергия» только 12 ракет-носителей до 2023 года, и уже в 2018 году планирует возобновить пуски ракет с плавучего космодрома. Инвестиции в возобновление «Морского старта» составят $220 млн.

© РИА Новости / Евгений Биятов

Ракета-носитель разрабатывается не для военных целей.

«Мы же коммерсы, — объяснил «Инвест-Форсайту» Владислав Филев, — мы планируем, что это будет транспортная ракета».

«Союзы» будут выводить в космос грузы по заказу разных компаний, в том числе иностранных. Заказчиков Филев не назвал.

«У компании Илона Маска Space X очередь на доставку грузов составляет 5-6 лет. Все сделанные им ракеты запущены. На международном же рынке пусковых услуг, естественно, мы будем конкурировать с российским «Протоном», с Falcon от SpaceX и другими участниками», — продолжает Филев.

Сергей Сопов в конце 2016 г. рассказывал, что стоимость коммерческих пусков с «Морского старта» будет находиться в диапазоне от $65 млн до $76 млн. У SpaceX стоимость пуска — $65 млн, то есть S7 собирается продавать свои услуги дороже, но время до запуска ракеты будет меньше года, тогда как у конкурента — очередь в несколько лет.

Space X в этом году запустила 16 ракет-носителей. При этом компания Илона Маска потратила $100 млн собственных средств на разработку и выпуск ракеты-носителя; еще $400 млн для этого ей выделила NASA. Кроме того, Space X получила от правительства США $2,8 млрд на создание космического корабля и более $1 млрд — на грузовой корабль, а также заказы от Пентагона в размере около $1 млрд. Бюджет создания новой российской ракеты основатель S7 не раскрыл. Россия запустила в этом году 17 спутников, S7 участвовал в организации запусков 7 из них (все они были военными).

Коммерческий оборот мировой космической индустрии сегодня измеряется миллиардами долларов. Выручка компаний, занимающихся запуском ракет, составляет $5 млрд, на услугах связи и интернета, организованных через космос, компании зарабатывают по $220 млрд, на спутниках — $15 млрд. Филев говорит, что не будет запускать спутники для интернета, а сосредоточится на транспортировке грузов в космос.

Космодром в космосе

После прекращения эксплуатации Международной космической станции (МКС) в 2024 году на орбите останется функционировать лишь ее российский сегмент, и S7 намерен предложить создать на его базе орбитальный космодром. Здесь могли бы дозаправляться космические корабли, летящие в дальний космос, здесь они могли бы ремонтировать свое оборудование. Эти услуги хотел бы организовать и продавать S7. По мнению представителей компании, услуга обещает быть востребованной: Space X готовится к полетам на Марс и колонизации «красной» планеты.

«До орбитального космодрома ракеты будут летать на жидкостных двигателях, а дальше полететь смогут те, у кого будет ядерная энергоустановка. У России есть опыт эксплуатации такой установки на орбите, на военных спутниках, — объясняет перспективы эксплуатации МКС Сергей Сопов, — жидкостные двигатели себя скоро исчерпают, так как на них до Марса придется лететь не менее трех лет».

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья