ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Технологии

Снизится ли популярность SaaS-сервисов после пандемии?

Максим Березин

Максим Березин

Директор по развитию КРОК «Облачные сервисы»

Кризис и пандемия не стали помехой для динамичного развития облачного рынка во всем мире. Напротив — сокращение затрат на IT при повсеместном курсе на цифровизацию и потребность в инструментах для удаленной работы превратились в драйверы роста облаков и крупнейшего сегмента отрасли — SaaS-сервисов.

Аналитики уверены: глобальный сектор облачных сервисов по итогам 2020 года увеличится на 19%, в то время как другие направления снизятся от 4% до 15% (данные Gartner). Это же подтверждает аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» с поправкой на российские реалии: за первое полугодие из-за режима самоизоляции компании стали активнее потреблять облачные ресурсы. В результате прирост инфраструктурных услуг (IaaS) составил 38%. А спрос на приложения по подписке (SaaS), доминирующие в структуре отечественного облачного рынка (63%), повысился почти на треть. Между тем это преобладание SaaS-сервисов в ряду других облачных услуг обманчиво: традиционно ими пользуются преимущественного физические лица, реже — малый и средний бизнес. Проникновение SaaS в крупном корпоративном сегменте невелико — менее 10%, но есть надежда, что в скором времени ситуация кардинально поменяется. Причиной для такого тектонического сдвига станут как раз последствия пандемии.

Основное преимущество всех облачных услуг для клиентов — быстрый запуск сервиса и возможность свернуть его в любое удобное время. К SaaS это относится в полной мере. Более того — отменить подписку на приложения и бизнес-сервисы часто проще, чем приостановить контракт на инфраструктурные услуги, так как для этого не требуется миграция данных в собственную инфраструктуру или сторонний ЦОД. Поэтому существует мнение, будто сразу же по выходе в офис компании вернутся к прежней схеме работы, при которой системы функционируют на стационарных компьютерах сотрудников. Следовательно, пропадет потребность в облачных сервисах, продемонстрировавших взрывной рост весной 2020 года.

Определенно, некий откат произойдет. Например, он коснется сервисов видео-конференц-связи, которые выросли за первое полугодие в 8 раз (данные IT-компании «КРОК»). При полном или частичном возвращении к офлайн-работе исчезнет потребность в частых переговорах с помощью видеосвязи. Но глобально это не изменит статистику потребления облачных ресурсов. Причин для это несколько.

Во-первых, за время пандемии изменились привычки и поведенческие предпочтения людей. Раньше их останавливало от использования облачных сервисов незнание или недоверие, которое отчасти создается тем же незнанием. Всего за несколько месяцев эту стену предубеждения удалось естественным образом сломить. Пользователи смогли удостовериться, что использование множества полезных инструментов, которые предлагают IT-разработчики и облачные провайдеры, способно упростить жизнь и работу. Этот опыт в будущем сформирует позитивное отношение к облачным услугам.

Во-вторых, несмотря на то что удаленной работы в масштабе практически всего государства больше не будет, в офис вернутся далеко не все сотрудники. Это также связано с глубокими изменениями в психологии руководителей. Раньше в России дистанционно работало не более 4% персонала, в то время как в США этот показатель превышал 30%. Но уже к 2021 году цифра может стать более внушительной, так как на широкое распространение удаленной работы влияют сразу несколько факторов. С одной стороны, сам персонал голосует за такую форму. Так, 42% офисных работников предпочитают трудиться из дома, согласно опросу ВЦИОМ. С другой стороны — работодатели также готовы к онлайну. Gartner утверждает, что примерно три четверти компаний собираются оставить хотя бы часть сотрудников на удаленке.

Если работников в дистанционной модели привлекает возможность сохранять баланс между жизнью и работой, то у владельцев бизнеса доводы другие. В первую очередь их привлекает возможность сократить затраты на аренду офисных помещений и коммунальные платежи, а также расширить географию поиска потенциальных сотрудников. Полного отказа от офиса в данном случае, скорее всего, не произойдет. Появится его гибридная форма, которая подразумевает свободное посещение и локальные встречи для обсуждения важных вопросов. Речь идет о так называемом гибком офисе — основном тренде постковидного периода.

SaaS-сервисы, популярность которых продолжит расти и после пандемии

Виртуальные рабочие столы (DaaS, Desktop as a service). Множество компаний экстренно перевели сотрудников на удаленную работу с помощью этого решения, но было бы ошибкой думать, будто инфраструктура виртуальных рабочих мест (VDI) и услуга DaaS канут в Лету после победы над коронавирусом. Сервис востребован многими компаниями с развитой филиальной сетью, которые ценят в нем в том числе возможность централизованного управления всеми информационными ресурсами и контроль безопасности. Спрос на VDI в дальнейшем будет расти прямо пропорционально распространению удаленной работы.

Средства информационной безопасности, например WAF (Web appliance firewall, сервис защиты веб-приложений), antiDDoS. Во время пандемии больше всего страдали от хакеров системы и приложения, используемые для коллективной работы во время самоизоляции. Это мобильные порталы, интранеты, системы электронного документооборота, файловые хранилища. Курс на онлайн, заданный в первом полугодии, на нет не сойдет. Поэтому не уменьшится как количество новых приложений, созданных внутри периметра компании, так и частота атак них. Все это в результате приведет к всплеску популярности соответствующих средств защиты.

Инструменты для организации гибкого офиса. Если количество квадратов офисного пространства уменьшается, а число сотрудников — нет, возникает вопрос: как разграничить потоки людей и создать комфортную среду в офисе? Для этого используются автоматизированные средства бронирования рабочих мест. Они позволяют персоналу самостоятельно выбирать свободное место и время посещения с учетом дистанцирования и освобождать линейное руководство от рутинного контроля визитов сотрудников.

Системы контроля производительности труда. Обычно про них вспоминают, когда хотят отследить, что делает сотрудник в своем home office и какие сайты он просматривает во время работы. Однако у сервиса есть другая, более гуманная, функция. Он дает возможность в наглядной форме с помощью графиков определить как отстающих, так и «многостаночников», перераспределив задачи внутри коллектива. Это важно, ведь в условиях удаленной работы одной из главных проблем становится переработка и последующее психологическое выгорание персонала.

Сервисы электронного документооборота. Договорная работа часто требует присутствия сотрудников в офисе full time. Однако режим самоизоляции вносит коррективы в привычный формат коммуникаций — за счет перевода в электронный вид договоры легко согласовывать удаленно, а переход на юридически значимый документооборот позволяет отказаться даже от единичных поездок на работу.

Платформы для обучения и онбординга. Цель таких сервисов — быстрый ввод в курс дела новых сотрудников, трансляция новой информации и вовлечение в процессы. За счет интерактивности они не вызывают отторжения у сотрудников. Интерес к подобным системам появился еще до пандемии. Компании с помощью решений, таких как Hinted, сокращали затраты на обучение персонала — вместо того чтобы тратить время опытного дорогостоящего специалиста-наставника, его роль стал выполнять специальный софт. По мере роста популярности гибких офисов и удаленной работы подобные сервисы начнут пользоваться еще более высоким спросом.

Наконец, в поле внимания компаний останутся сервисы, которые призваны повысить эффективность бизнеса и прозрачность процессов. Это достаточно большой пласт SaaS-инструментов, начиная от облачной телефонии до систем анализа больших данных и сервисов с отраслевой спецификой. Примерами последнего могут стать предиктивная аналитика для контроля автопарка в транспортных компаниях и интеграционные банковские сервисы для повышения лояльности и кросс-продаж.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья