• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Это интересно

Сайнс-арт: Цифровые клоны и бактериальная 3D-печать

Профессор Меллан Стеларк сконструировал для себя третью руку – роботизированную – и вшил в локоть полимерное искусственное ухо, передающее сигналы по Wi-Fi. Так он стал основоположником нового направления в искусстве – сайнс-арт. Последователи у него есть и в России. Увидеть произведения искусства, созданные художниками диджитального времени, можно было на «Открытых инновациях» в «Сколково».

Фото: арт-группа МедиаМёд

Подопытный цифровой кролик из человека

Сотрудничество художника, основательницы группы Mediamead Натальи Алфутовой и IT-разработчика Ярослава Кравцова стало основой трех арт-работ, которые поднимают вопросы цифрового бессмертия и смещения границ между виртуальным и реальным мирами.

«Мы пытаемся помочь человечеству осмыслить феномен тотальной виртуализации. Человек все глубже уходит в мир социальных сетей, интерактивных приложений, в мир, где алгоритм собирает данные и начинает управлять картиной мира», – подчеркивает Наталья Алфутова.

Это мир новой полуцифровой телесности, считают авторы проекта «Тысячеликий герой». Желающим стать его участником наносят переводную картинку на какую-то часть тела. Смартфон с помощью специального приложения дополненной реальности распознает метку и выращивает на этом месте дополнительную голову, видимую только на экране.

«Мы проводим почти половину активного времени в сети, в виртуальном мире. Если бы столько же часов мы проводили на дереве, у нас бы явно отрос хвост или как-то по-другому модифицировалось тело, – рассуждает Наталья Алфутова. – Мы даем людям возможность в дополненной реальности посмотреть на новые отросшие головы и заставляем поразмышлять, как меняются они сами и мир вокруг».

По признанию художницы, технически реализовать идею было просто – приложение написали за день. Но главное – идеология: раньше люди очень боялись своих двойников. Сейчас мы с легкостью делаем себе двойников в Facebook, Instagram, во «ВКонтакте» и подпитываем их ежедневно.

Предусмотрел творческий тандем и возможность встретиться со своим цифровым двойником. Желающих предварительно сканируют с помощью 3D-сканера или дрона (что само по себе уже перформанс). Получившаяся 3D-модель становится оболочкой для «трикстера», а наполняет ее бот, созданный нейросетью, которая подробно изучила профили человека в социальных сетях. Алгоритм анализирует самые часто повторяющиеся слова в постах, геотеги, фотографии – всю открытую информацию, что доступна в аккаунтах, и учит «трикстера» говорить и действовать как «прародитель». Посмотреть на цифровую копию и даже пообщаться с ней можно с помощью VR-очков. При этом человек продолжает жить своей человеческой жизнью, а его цифровой дублер ищет приключений в сети. Момент последующей встречи авторы проекта описывают драматично:

«После продолжительной автономии “трикстера” не исключена новая, случайная встреча. Что почувствуют человек и цифровой дублер? Почувствует ли “трикстер” ужас по отношению к человеку? Или, учитывая, что он существо из мира технологий, которые, в отличие от человечества, развиваются экспоненциально, двойник будет уже на таком этапе развития, что воспримет человека как юного несмышленого себя?»

Надо сказать, участники форума «Открытые инновации» с удовольствием сканировались, отпускали в сеть двойников и наблюдали за подопытными кроликами на интерактивной платформе Rabbit Heart. Это еще один проект с анимированными персонажами от Натальи Алфутовой, в котором есть что-то от «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла и популярных в соцсетях фотофильтров.

«Мы делаем цифровые копии людей, превращаем их в анимированных аватаров. Антропоморфные кролики помещаются на цифровую поляну, где сразу начинают общаться с себе подобными, повторяя паттерны поведения своего человека в интернете. На поляне кролики моментально начинают делать то, что могли бы делать и люди, если бы их не останавливала трусость. Даже если люди друг другу очень понравились, вряд ли они сразу пойдут и займутся сексом, а кролики именно это и сделают! Что интересно: кролики в виртуальной реальности, а кроличьи сердца у нас, людей», – рассказывает Наталья Алфутова.

При этом кролик-двойник действует самостоятельно и через Telegram оповещает своего человека о событиях на поляне – кого встретил, с кем подружился, с кем завел короткий роман или, наоборот, долгие отношения. По мнению авторов, Rabbit Heart – это попытка проверить экспериментальным путем, что будет, если мы отдадим на откуп машинам самое человечное, что у нас есть – наши социальные связи. Как говорит Наталья Алфутова, некоторые люди, с удовольствием создавшие своего кролика, приходят на экспозицию на следующий день и просят удалить цифрового двойника со словами: «Я спать не могу, зная, что где-то действует моя копия».

Фото: арт-группа МедиаМёд

Напечатать жизнь

В «Сколково» можно было увидеть работы Ипполита Маркелова – технобилогическую инсталляцию. Под этим страшным названием скрываются изображения живых тканей, созданных необычным путем. В 2014 году кандидат биологических наук Ипполит Маркелов вместе с молекулярным биологом Люси Оджомоко и программистом KraRed основали сайнс-арт-группу 18 apples. Они занимаются биоинженерией и уже известны зрителям в России и за рубежом. Популярными их во многом сделал киборг-таракан, управляемый силой мысли. Человек воображал движения насекомого, сигнал с помощью специального ПО передавался на встроенный в таракана интерфейс, тот следовал указанным путем. В 18 apples на насекомых останавливаться не собираются и реализуют аналогичный проект с людьми.

На «Открытых инновациях» был представлен и другой проект этой арт-студии – Metabol.A.I («Метабола»). По задумке авторов, уже в недалеком будущем искусственный интеллект возьмет на себя роль творца – сможет создавать живые организмы и контролировать их развитие. Для воплощения творческого замысла потребовались специально написанное ПО, 3D-биопринтер и живые чернила. Нейросеть «натренировали» создавать новые формы жизни на основе природного многообразия, показав ей около миллиона живых образцов. Далее ИИ из живых чернил – бактерий E. Coli с флуорисцентными белками медузы – печатает свои формы на твердых агаризированных средах в чашке Петри. Так начинается жизнь. При этом бактерии превращаются в сотворцов, хотя и действуют в заданных параметрах. В системе налажена связь между живыми и неживыми агентами, и ни один из них не является человеком.

Робомузыка биткоина

Сообщество сайнс-арт в России невелико. По мнению самих художников, этим направлением искусства занимаются около десяти человек. Среди них, например, Дмитрий Морозов (::vtol::), который на открывшейся на днях в «Электромузее» выставке «Бешеные деньги» представил роботическую звуковую инсталляцию. По его задумке, натяжение струн и стиль игры на них зависит от курса биткоина, который отслеживается в режиме реального времени. Еще один автор, известный в этой среде, – медиахудожница Елена Никоноле, обучающая нейросеть переводу с соловьиного на человеческий.

«Роль российских художников в новом сайнс-арт направлении уже ощутима, хотя современные авторы из России малоизвестны за границей. Снаружи кажется, что русское искусство не ассоциируется с “цифрой”, в первую очередь представляются классические писатели, композиторы и живописцы. Одна из главных целей сегодня – заставить российских мастеров путешествовать, встречаться с иностранными зрителями, также нужна широкая глобальная PR-кампания», – считает Мари Биро, основательница Artistik Bazaar.

«В России авторов нового направления совсем немного еще и потому, что, в отличие, например, от Канады, где художник живет на гранты, в нашей стране он вынужден зарабатывать где-то еще, чтобы творить. Во всем мире при крупнейших научных центрах, таких как MIT, действуют арт-сайнс-лаборатории, где художники могут реализовывать инновационные проекты не в привычных трех, а в пяти измерениях. Такой же центр должен быть и в России», – считает Наталья Алфутова.

На «Открытых инновациях» было анонсировано создание Art&Science-резиденции. Первый квартал будущего года посвящен поиску творческих и научных команд, желающих заняться этим направлением, а также спонсоров, во втором квартале запланировано проведение хакатона, а в третьем – большая выставка.

Автор: Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...