ENG
Стартапы

Секреты правильного пиара для стартапов

Остаться без работы, серьезно заболеть, оказаться в полном одиночестве… Одних такие жизненные невзгоды могут сломать, других — сделать сильнее. Журналист Екатерина Гоулд точно относится ко второй категории. Когда все было плохо, ее личный мир рушился, от работодателей поступали сплошные отказы, а состояние здоровья ухудшилось настолько, что Катя пересела из рабочего кресла в инвалидную коляску, она решилась на смелый шаг — переехала из Москвы в Будапешт, чтобы изменить все и сразу. И это ей удалось. Сегодня Екатерина живет в Лондоне, возглавляет пиар-агентство Digitique, является международным экспертом по PR и цифровому маркетингу.

Калифорния — Москва — Будапешт — Лондон

Екатерина родилась в Нижнем Новгороде и, наверное, просто не могла не заинтересоваться журналистикой. Ее мама была профессором и доктором политологии, консультировала тогдашнего нижегородского губернатора по вопросам печати и взаимоотношений со СМИ, дома постоянно обсуждались новости, статьи, рецензии, книги. В 12 лет Катя уже приобрела свой первый журналистский опыт — стала редактором стенгазеты в «Артеке», куда ее отправили за бесчисленные пятерки в школьном дневнике.

Работа с журналами и газетами, конечно, захватывала, но как только в Нижнем появились первые компьютеры (это произошло только в 1996 году), Екатерина, по ее словам, сразу поняла, что из пишущей журналистки превращается в «интернет-гика», тем более что в это время она успевала еще и работать на телевидении, где цифра тоже набирала популярность.

«Параллельно с переходом в “цифру” я полюбила путешествия, особенно когда стала работать в информационном агентстве “РосБизнесКонсалтинг”. Мой мир расширился, расширился круг связей за счет поездок и профессиональных встреч, и я решила создать бизнес за пределами России. В Калифорнии мы с партнершей открыли интернет-магазин. Это был мой первый стартап. В планах было расшириться и даже переехать в ту самую Кремниевую Долину. Но с первого раза запустить свой бизнес не получилось. Думаю, мы тогда опередили время, включив интернет-оплату, к которой российский рынок был не готов. Возможно, ошибка состояла и в том, что мы не догадались привлечь инвестиции», — рассказывает Екатерина.

В 2012 году Екатерина основала агентство маркетинговых коммуникаций Digital Boutique, создала более десяти телевизионных проектов на центральных каналах. Но, как в остросюжетном романе, судьба вдруг сделала резкий кульбит.

«Мой личный бизнес рухнул под грузом санкций», — говорит Екатерина.

И добавляет, что и личная жизнь в этот период дала трещину. Катя осталась совершенно одна, без денег, с невыплаченными кредитами.

«Мне было 46 лет, и я не могла устроиться на работу. Никуда. Меня не брали по двум причинам — возраст и слишком высокая квалификация. Человек с четырьмя языками, высшим образованием и связями в СМИ оказался никому не нужен. Стрессы и переживания не добавляют нам здоровья. Я серьезно заболела и, уже больная, в инвалидной коляске, уехала в Будапешт — годом раньше я купила там квартиру, продав свою престижную машину в Москве. Удивительно, но Будапешт принял меня очень тепло», — рассказывает Екатерина. 

Поселившись в Венгрии, Катя сразу взялась за дело — стала искать способы роста и дохода, познакомилась с венгерскими и польскими стартаперами, начала работать с ними как частный консультант. Жизнь налаживалась. Екатерина переехала в Лондон, где продолжила работать со стартапами (теперь уже и с британскими), зарегистрировав свою компанию — пиар-агентство Digitique.

Открыть свое дело за 12 фунтов

Влиться в лондонское бизнес-сообщество удалось не сразу. Британская культура, по словам Екатерины, так же радикально отличается от российской, как китайская.

«Многие мои друзья, бывавшие в Англии только в турпоездках, глубоко заблуждаются в оценке и понимании британского менталитета. Мне для того, чтобы просто “вьехать” в логику британских правил поведения, пришлось и пойти учиться, и три года практиковаться. И я все еще иногда делаю ошибки — сложно переключить тумблер из положения Russian в British. Великобритания — страна жестких правил и традиций. Они нигде открыто не задекларированы, но ты каждый раз натыкаешься на стену, если “лезешь со свиным рылом в калашный ряд”. Неправильное приветствие, взгляд, стиль переписки по e-mail, акцент, наша прямая манера разговора воспринимаются как дикость и невоспитанность. Открыто вам об этом не скажут. Просто… не пригласят на встречу, не ответят на письмо, а то и вовсе навсегда исчезнут с радаров», — делится опытом Екатерина.

Основная деятельность Digitique — помощь технологическим стартапам, которым необходимо стать более известными, узнаваемыми, найти свой стиль, подкорректировать имидж. Задача эта, по словам Гоулд, непростая и увлекательная, ведь сфера технологий стремительно меняется, и следить за этими изменениями очень интересно.

Екатерина рассказывает, что больших денег на открытие своей компании в Лондоне ей не потребовалось. Для начала пришлось заплатить всего 12 фунтов — это пошлина, действующая в Англии на регистрацию. Сайт Екатерина сделала сама, сотрудников у нее мало и все работают удаленно — копирайтеры, дизайнер, контент-менеджеры. Бухгалтерское обслуживание простое, его ведет фирма на аутсорсе.

«При таких затратах говорить о том, что компания не окупается, — преступление. Конечно, все работает и приносит оптимальный доход. Пиар-индустрия растет в Англии стремительно. Оборот составляет около 12,9 миллиардов фунтов стерлингов. Помогая стартапам, я сейчас и сама запустила стартап GleamDream — сервис поиска помощников в сфере услуг, тех, кто облегчает нам ведение домашнего хозяйства. На время пандемии мы работаем как благотворительная платформа — бесплатно соединяем людей, нуждающихся в помощи, и волонтеров. Как только ситуация с инфекцией закончится, будем монетизировать», — делится Екатерина. 

Стратегия win-win и антикризисные советы

Основные клиенты Екатерины Гоулд — технологические стартапы, разработчики и создатели инноваций в области информационной безопасности, искусственного интеллекта, сектор B2B.

«Мне нравится стратегия win-win, которая основана на взаимовыгодном сотрудничестве, учитывает интересы всех сторон, старается найти такие решения, когда все остаются в выигрыше. С моими клиентами мы работаем как одна команда на один общий положительный результат. В России этого нет. Или, скажем, редко встречается. В России люди привыкли работать на своем участке от и до, рассматривать коллег как конкурентов. Здесь не так. Наверное, потому что в Англии люди чувствуют себя более защищенными, чем в России. Это очень много значит для внутреннего спокойствия. При кризисе, пандемии ни государство, ни клиенты не бросят в беде. И эта уверенность спасает от повышенной тревожности, погружения в депрессию», — рассказывает Екатерина. 

Работа пиар-агентства в основном происходит онлайн — клиенты Digitique разбросаны по всей Европе. Оплата услуг пиар-сопровождения может быть почасовая или абонентская, но в любом случае оплачиваются и выезды в офис, поэтому клиентам выгоднее максимально перевести сотрудничество в формат видеоконференций.

«Конечно, важны и личные встречи на конференциях, профессиональных мероприятиях. Я вхожу во все основные PR-ассоциации Великобритании. Мы отстаиваем свои права, разрабатываем общее видение индустрии, следим за ценообразованием. Никто не демпингует — все понимают, что это путь в никуда, в нищету. Какие цены на пиар-услуги в Англии? Обычно минимальный порог входа в пиар-агентство на абонентское обслуживание — 5000 фунтов в месяц», — говорит Екатерина. 

И дает дельные советы по стратегии Public Relations и цифрового маркетинга во время кризиса:

  • Не забывайте о своих клиентах и чаще пользуйтесь соцсетями. Регулярные публикации помогут укрепить доверие. Делитесь анекдотическими ситуациями и вдохновляющими новостями из жизни вашей компании. Отличный пример — небольшие лондонские пекарни, фермерские магазинчики, которые используют соцсети для общения со своими покупателями.
  • Отправляйте своим клиентам вдумчивые электронные письма. Не официальные, расхваливающие вашу компанию, а дружелюбные, человечные. В кризис всем нам нужна поддержка. Проявите эмпатию, доброту, поделитесь полезной информацией, советами.
  • Многие мои клиенты считают, что в кризис стоит сократить расходы на рекламу и маркетинг. Это плохая идея. Очень важно именно сейчас поддерживать диалог со своими клиентами. Просто рекламные кампании стоит немного скорректировать — сосредоточьтесь на людях, а не на продажах. Используйте ненавязчивый контент, делитесь своими ценностями, лайфхаками, отношением к своим сотрудникам в кризис. Пандемия уйдет, а клиенты будут помнить те бренды, которые были рядом в трудный момент.

Автор: Наталья Сысоева

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья