ENG
Добавить в избранное
Мнение, Это интересно

Шуты и жрицы мира потребления

Игорь Пылаев

Игорь Пылаев

Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу

Как добиться повышенного спроса на продукцию, стабильных продаж в отсутствие дефицита и без нарушения антимонопольных норм? Западные предприниматели решают проблему с помощью архетипов. В их представлении внутренний мир потребителя похож на офис, где архетипы — аналог топ-менеджеров со своей зоной ответственности и функционалом. 

Фривольное поведение — ключевая особенность архетипов «Шут» и «Жрица». Когда плевать на мораль, на авторитет, положение в обществе, заслуги, превосходство в силе, опыте, знаниях. А чтобы избежать наказания, всё оборачивают в шутку. Ловкость рук и никакого мошенничества. С дурака спрос маленький. Хотя такие улыбки часто напоминают звериный оскал оскароносного «Джокера».

«Шуты» и «Жрицы» — те, кто столетиями действует исподволь, на грани фола. Их оружие — подвижный ум и сексуальность, а легкомысленность — не более чем щит, маска. Чрезвычайно успешная стратегия поведения в отсутствие всех прочих ресурсов. Силы «Воина», чтобы отжать. Власти «Хозяина». Очарования «Принца» и «Принцессы», коим всё достается по праву рождения, без усилий.

К слову, во все времена к реальным шутам и жрицам относились терпимо; из простых смертных только им было позволено вести себя вызывающе, аморально. За что других жгли на кострах, лишали языка…

Теневые образы — «Колдун» и «Ведьма». Они дают о себе знать в тех случаях, когда шутки-прибаутки, флирт, эротический подтекст и прочие фривольные фишки не дают желаемого результата. А ничего другого по-прежнему нет. Тогда в дело идут проклятия, «проча», «сглаз» и масса других приемов вербального воздействия из арсенала нечистой силы, адептов белой и черной магии.

Как это работает в рекламе, продажах, маркетинге? Несколько примеров. Самый массовый товар, ориентированный на «Шутов» и «Жриц», — футболки с вызывающими, шокирующими, непристойными надписями и рисунками. Это как бы и не одежда вовсе, а что-то легкомысленное, одно баловство. Между тем крайне удобный, эффективный и, главное, безопасный способ показать окружающим всё, что владелец футболки думает о них.

В принципе, товар или услуга в расчете на «Шутов» и «Жриц» — удобная форма высказывания. Некий готовый к употреблению манифест, вызов! Послание обществу посредством покупки, поскольку сказать напрямую, в лоб, не всегда возможно: страшно, стыдно, неловко и хлопотно. От кружек с надписями до аэрографики на автомобилях. Дизайнерская одежда и мебель, которые смахивают на что угодно, только не на привычные предметы для дома и офиса. Логотипы известных брендов, чьё очертание меняется до неузнаваемости: их переворачивают с ног на голову, указывают в самых невероятных местах, лишь бы произвести впечатление на «Шутов» и «Жриц».

Выбирай, покупай, шокируй, смущай, соблазняй! 

Если упаковка, слоган, форма продвижения и подачи продукции привела покупателя в шок, значит, он наткнулся на товар для «Шутов» и «Жриц». В этом ряду — логотипы модных брендов. Гироскутеры, моноколесо и даже электросамокаты — не просто игрушки для повзрослевших детей и не только средство передвижения. Всё это вещи с подтекстом для «Шутов». Им предложили цирк без границ, где угодно и когда угодно. То, что традиционно использовалось эквилибристами и клоунами на манеже. И действительно, первое время появление на улице человека на гироскутере вызывало шок, недоумение, оказывало магическое действие. Как и футболки, гироскутеры — нечто легкомысленное, из ряда вон. Образно говоря, не конь и даже не осел, а самая настоящая коза, на которой в старину выезжал шут потехи ради.

Трилогия «Назад в будущее» — прекрасная иллюстрация поведенческих шаблонов указанных субличностей. «Шут» — Марти МакФлай. «Колдун» — чокнутый профессор, «Док». «Жрица» — подружка главного героя, которая в одной из серий превращается в «Колдунью» — жену главного соперника и хулигана Гриффа Таннена. Фильм насыщен отсылками к указанным архетипичным образам, наполнен предметами и товарами для них. Например, летающий сноуборд, красный жилет на Марти и многое другое.

Движение хиппи — живое воплощение архетипов «Шут», «Жрица» и их теней. Социальный манифест, умело облаченный в шутовские одежды. Сексуальная раскрепощённость, вызывающее, шокирующее поведение, биохимические эксперименты и мистические обряды для прояснения сознания и масса других вывертов и выкрутасов, на первый взгляд вполне безобидных для общества в целом.

Сегодня схожие черты просматриваются в манере поведения хипстеров, фриков и приверженцев других субкультур. Поскольку шутовские и жреческие триггеры хорошо и надолго цепляют потребителей, раскачивают их на многочисленные покупки. Каждый из архетипов очень привлекателен, узнаваем, универсален. И, главное, в них уже заложен призыв к действию (call to action) — к совершению покупки.

Практически весь современный шоу-бизнес слеплен по образу и подобию описываемых архетипов. В чем секрет успеха той же Ольги Бузовой? В грамотной эксплуатации архетипа «Жрица».

Продолжение следует…

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья