Интерес к вертолетам в России стабильно растет — только за последние полгода число обращений в авиасалоны увеличилось в три раза. Но не все желающие купить авиатехнику в итоге приобретают её. Покупка — это только часть дела, необходимо рассчитывать свои возможности относительно ежегодного содержания и эксплуатации вертолета.
Покупка и дополнительные расходы
Цена вертолета зависит от типа модели, количества двигателей, вместительности, страны производителя. Выбирать технику нужно, исходя из целей: требуется понимать, как часто будут совершаться полеты, на какие расстояния, в каких климатических зонах, сколько пассажиров планируется перевозить.
Самые продаваемые в России зарубежные модели производятся под брендом Robinson (США). Они наиболее экономичны и подходят для личного использования.
— Стоимость новой техники Robinson:
- Robinson R44 Raven I ~ $500 000
- Robinson R66 Turbine ~ $1 200 000
— Стоимость ресурсной техники Robinson:
- Robinson R44 Raven I (2013 г.) ~ $270 000
- Robinson R66 Turbine (2012 г.) ~ $580 000
Более вместительные и дорогие вертолеты производятся компанией Airbus Helicopters (Франция/Германия).
— Стоимость новой техники Airbus Helicopters:
- Airbus Helicopters H125 ~ $3 350 000
- Airbus Helicopters H130 ~ $3 950 000
— Стоимость ресурсной техники Airbus Helicopters:
- Airbus Helicopters H120 COLIBRI (2003 г.) ~ $900 000
- Airbus Helicopters H130 (2012 г.) ~ $2 500 000
Еще более дорогостоящую технику производит итальянский бренд Leonardo Helicopters (ранее Agusta Westland). В 2010 году компания совместно с российским производителем «Вертолеты России» основала предприятие АО «ХелиВерт» на территории РФ.
— Стоимость новой техники Leonardo Helicopters:
- Leonardo Helicopters AW119 ~ $5 622 577
- Leonardo Helicopters AW139 ~ $16 600 000
— Стоимость ресурсной техники Leonardo Helicopters:
- Leonardo Helicopters AW119 MKII (2013 г.) ~ $1 730 000
- Leonardo Helicopters AW139 (2010 г.) ~ $6 200 000
Из чего складывается стоимость
Вертолет может быть представлен как в базовой комплектации, так и в комплектации с дополнительными опциями. Российское законодательство обязывает владельца авиатехники устанавливать определенный набор оборудования, который необходим для получения сертификата летной годности. Так называемый «российский набор» стоит ~ $10 000.
Кроме того, в стоимость входит:
- Упаковка на заводе изготовителе ~ $4000
- Транспортировка к месту его постоянного базирования ~ $9000
- Страховка при транспортировке ~ $450
- Таможенный сбор ~ $400
- Расходы на услуги таможенного брокера ~3–5% от суммы сделки
- Сборка, балансировка лопастей и облёт вертолёта ~ $6000
С 1 января 2020 года отменен НДС при ввозе в страну авиатехники, подлежащей регистрации в Российском открытом реестре судов.
Дополнительные расходы
- Обязательное страхование гражданской ответственности перед третьими лицами — 2 МРОТ (то есть 200 рублей) за 1 кг максимального взлетного веса воздушного судна. Исходя из данных, что минимальный взлетный вес — 1 тонна, полис обойдется от 200 000 рублей в год.
- КАСКО не является обязательным, но для желающих его оформить это будет стоить ~2,5% от цены вертолета.
- Отчисление на капремонт (после 2200 часов налета) ~ $350 000.
- Сумма транспортного налога будет меняться в зависимости от региона. Точную сумму можно узнать с помощью калькулятора на сайте nalog.ru.
Хранение
После приобретения вертолет нужно где-то хранить. Можно арендовать ангар или построить собственную посадочную площадку.
Аренда ангара
Стоимость зависит от модели вертолета, например:
- Ангарное хранение Robinson ~ 85 800 ₽/месяц
- Ангарное хранение Leonardo ~ 396 000 ₽/месяц
Строительство посадочной площадки
Цена проектирования и строительства вертолетных площадок зависит от места их размещения и установленного на них оборудования. Средняя стоимость строительства вертолетной площадки в компании Helipoints:
- от ₽5,5 млн — на поверхности земли для полётов в светлое время суток;
- от ₽6,5 млн — на поверхности земли для полётов в темное время суток;
- от ₽40 млн — на кровле зданий для полётов в светлое время суток;
- от ₽45 млн — на кровле зданий для полётов в темное время суток.
Производство посадочной площадки включает в себя большой диапазон услуг:
- Предпроектная проработка — от ₽400 000.
- Инженерные изыскания (геологические, геодезические, экологические, гидрометеорологические) — от ₽1 000 000.
- Разработка проектной документации — от ₽1 500 000.
- Оплата экспертизы — от ₽400 000 (Главгосэкспертиза от ₽800 000).
- Строительно-монтажные работы по устройству покрытия — от ₽2 500 000.
- Оборудование: светосигнальное — от ₽3 000 000; метеорологическое — от ₽15 500 000; радиотехническое — от ₽17 000 000, пенного пожаротушения — от ₽17 000 000.
Эксплуатация и обслуживание
Техническое обслуживание вертолета
Проверку технического состояния нужно проводить в соответствии с установленными стандартами летной годности. ТО проходят либо в определенные даты, либо по количеству часов налета. Стоимость осмотра и обслуживания зависит от типа вертолёта, его состояния, количества двигателей, условий эксплуатации. Также на цену влияет локация проведения обслуживания: на месте базирования вертолета у владельца или на базе сертифицированной службы. Например, ТО техники Robinson после 50 часов налета обойдется в 12 000 рублей за работу. Дополнительно нужно будет заплатить около 25 000 рублей за расходные материалы. Обслуживание после каждых 100 часов будет стоить 90 000 рублей, расходники — около 100 000.
Топливо
Как и в случае с ТО, расход и вид топлива напрямую зависят от модели вертолета. Например, вертолеты Robinson R44 работают на авиационном бензине 100 LL. Расходуют около 57 л/ч. Средний годовой налет — 100 часов. Стоимость литра бензина 100 LL ~ ₽65. Итого владелец модели Robinson R44 на топливо тратит ~ ₽370 000 в год. Авиационный керосин более бюджетный ~ ₽39 за литр.
Зарплата пилота
Размер заработной платы пилота зависит от количества часов налета. В среднем она составляет от 50 000 до 200 000 рублей в месяц. Если не использовать вертолет в полную силу, экономичнее брать его в аренду. Это обойдется примерно от 85 000 до 200 000 рублей в час. Аренда также несет свои неудобства, такие как планирование полета и бронь техники заранее или необходимость добираться до вертодрома. Но в конечном итоге этот вариант может существенно сэкономить финансы авиалюбителю.