ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Снижение доходов населения и кофейни

Алексей Гусаков

Алексей Гусаков

CEO международной сети кофеен в формате «кофе с собой» Coffee Like

По данным исследования компании Business Planner, посещаемость традиционных кафе (кофейня с едой) в России снизилась на 11%. Ведущие аналитики в сегменте HoReCA отмечают в последнее время снижение среднего чека в заведениях. А это наиболее важный критерий для кафе и ресторанов. По мнению аналитиков Knight Frank, такие показатели связаны со снижением покупательной способности у населения.

Сейчас благодаря рассвету интернет-эпохи потребители гораздо лучше ориентируются в ценах и акциях, мониторят выгодные предложения и делают выбор в пользу наиболее демократичных цен. В связи с этим образовалась тенденция внедрять разнообразные системы лояльности, акций, скидок.

Это касается и полноформатных кофеен. Спрос на кофе по-прежнему высок и имеет тенденцию к росту — российский рынок кофеен насчитывает 5 000 заведений и оценивается в 130 млрд руб., по данным исследования Knight Frank. Но при этом кофейни начинают уходить в более низкий ценовой сегмент.

На рынке фудсервиса кофе присутствует в каждом третьем заказе, и его потребление растет, свидетельствуют данные NPD. При этом если раньше кофе преимущественно заказывали в кофейнях, кафе и ресторанах в завершение ужина, то теперь его пьют в фастфуде, стритфуде, рознице и столовых. С апреля 2018 года по март 2019 года больше половины заказов кофе (52%) пришлось на фастфуд.

Также в 2019 году на 23% вырос трафик coffee-to-go. Это напрямую связано с тем, что чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе. Люди сейчас не готовы переплачивать за аренду и обслуживание, как это приходится делать в полноформатных кофейнях. Формат to go — самый демократичный, доступный и наиболее подходит для людей с динамичным образом жизни, особенно для молодежной группы потребителей.

При этом в сфере «кофе с собой» средний чек растет. Например, в сети Coffee Like за 2,5 года средний чек вырос на 38 рублей: в 2017 году — на 12 рублей, в 2018 году — на 11,6 рублей, за 5 месяцев 2019 года увеличение составило 14,3 рубля.

На сегодняшний день выросло целое поколение, которое привыкло брать кофе с собой. При этом на стоимость кофе внимания в данном случае обращают мало. В основном аудиторию кофеен to go составляют люди 21-27 лет, среди которых преобладают студенты и специалисты на старте карьеры. Также «кофе с собой» предпочитают и более взрослые, обеспеченные люди — 28-35 лет. В сети Coffee Like доля таких гостей составляет 32%.

Кофейни to go популярны в регионах, где на первый взгляд кофе за 150 рублей — непростительная роскошь. Но, несмотря на этот стереотип, «кофе с собой» очень любят в небольших городах. Более того, по данным исследования KLD Coffee Importers, 52% жителей городов хотят, чтобы в их городах открылось больше точек «кофе to go». При этом «кофейная культура» и удовлетворенность жизни в городах взаимосвязаны. Рост уровня потребления кофе в городе положительно отражается как на его туристической привлекательности, так и на привлекательности для жизни в целом.

Эксперты российского кофейного бизнеса отмечают, что концепция «кофе с собой» позволяет местным «игрокам» и независимым сетям эффективно конкурировать между собой.

Мы оптимистично настроены насчет перспектив рынка, несмотря на общее снижение доходов населения и покупательской способности. Кофейный рынок в России находится только на стадии становления. По данным портала Allegra World Coffee Portal, в России на одного человека ежегодно приходится примерно 1,6 кг кофе, а в Европе — 7,8 кг. Мы не слишком отличаемся от европейцев по вкусовому восприятию, поэтому ожидаем в ближайшие 5 лет роста кофейного рынка почти в полтора раза. Ожидается, что успешная реализация концепции «кофе с собой» окажет положительное влияние на кофейный бизнес в России в целом.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья