ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Софт для зомби-апокалипсиса

ANVIO — молодая российская компания, получившая известность как в России, так и за рубежом благодаря созданию софта для виртуальной реальности, продаже франшиз и открытию VR-клубов по всему миру. Управляющий партнер компании Дмитрий Бахирев рассказал, как появилась идея поставить на столь специфическую сферу, как выглядит ANVIO в данный момент и куда планирует развиваться.

Почему именно VR

По словам Дмитрия, сфера привычных развлечений переживает упадок. Кинематограф, музыкальная индустрия, привычные боулинг, аэрохоккей, игровые автоматы уже никого не удивляют. Прибыль вертится в сфере новых технологий и компьютерных игр, но и там не все радужно: процветает пиратство, оборудование дорожает. Вкладываться в привычные сферы значило уходить в стагнацию, приходя в упадок вместе с ними. После анализа рынка было принято решение развиваться в сторону виртуальной реальности. Новая технология еще не приелась публике и обещает большую прибыль — это подсказывал не только анализ, но и опыт Дмитрия, который до покупки ANVIO 10 лет провел в топ-менеджменте инвестиционных фондов.

Первые шаги в сфере

Купить уже готовую компанию было проще, чем создавать проект с нуля. Потому следующим шагом после анализа стал поиск подходящего стартапа. Он быстро нашелся. ANVIO существовала уже более 2 лет, но оставалась чисто венчурным проектом, неизвестным широкому пользователю. У создателей проекта не было понимания, как раскручиваться дальше. Покупка была выгодна для всех и произошла в 2017 году. По словам Дмитрия, сам стартап стоил около $2 млн, столько же было вложено в развитие. Основной штат работников расширился с 20 до 70 человек, причем около 40 из них в данный момент занимаются непосредственно разработкой, тогда как остальные — административной деятельностью, франшизой, маркетингом. Был полностью пересмотрен подход к рекламе, усовершенствовано оборудование, функционал технологической платформы. Результатом стал резкий подъем выручки: сейчас компания уверенно движется к самоокупаемости. Первый VR-клуб был открыт 1 апреля 2017 года. Первая же франшиза была продана вскоре после реструктуризации компании.

Особенности подхода компании

Большинство VR-клубов пользуется софтом других разработчиков. В них можно получить доступ к играм, адаптированным под VR или вышедшим для игровых VR-приставок и платформ. Это значит, что в большинстве случаев игрок малоподвижен и в очках от силы видит свои руки, которыми управляет соответствующими джойстиками. ANVIO пошла по другому пути.

Во-первых, компания использует технологию motion capture, которая раньше использовалась только для создания 3D-графики в фильмах и мультфильмах и позволяла получить более реалистичные движения персонажа. Будучи примененной в сфере VR, технология позволила считывать все движения игрока за счёт датчиков, размещенных на теле и переносить их непосредственно в игру, анимируя ваш аватар. Всё это работает на системе собственного изобретения, которая позволяет совмещать разные системы трекинга и полученные данные и отображать в игре. Поэтому продукт, разработанный ANVIO, получил название Full-Body VR. Это значит, что, находясь в игре, человек может по-настоящему ходить, бегать, ползать — даже танцевать, а все его действия будут видны ему и другим участникам.

Во-вторых, компания сама производит игры для своих залов. Пока их три: в первой игроки должны выжить в Москве после зомби-апокалипсиса, во второй — найти сокровища, решив головоломки в стиле Индианы Джонса, в третьей — отправиться на далекую планету зачищать космическую станцию от всевозможных тварей. В ближайший год планируется выпуск ещё 4-х новых игр и существенные апдейты существующих. Все три игры сделаны разработчиками ANVIO в формате Full-Body VR, все три позволяют играть в команде, над всеми тремя трудилась команда из разработчиков, художников, гейм- и саунд-дизайнеров, создавая впечатляющую графику. Именно сочетание ощущения присутствия и возможности играть вместе стали основными ставками компании.

Аудитория и клиенты

Основными клиентами компании стали вовсе не заядлые геймеры — хотя их тоже хватает. В большинстве своем это молодежь от 16 и до 35, которая хочет получить новые впечатления, разнообразить досуг и весело провести время. Много семей с детьми от 10 лет, еще больше корпоративных заказов; возраст работников колеблется от 30 и до 50 лет. Самому пожилому клиенту компании, по словам Дмитрия, было 68 лет. Иногда в клубы заглядывают известные люди. Часть из них хочет собрать материал для соцсетей, часть приходит просто развлечься. Самыми знаменитыми клиентами ANVIO были Дэвид Бекхэм, Роберт Паттисон, Андрей Малахов и Иван Ургант.

Маркетинг и команда

Франшизой занимается сразу несколько отделов. Отдел продаж обрабатывает заявки потенциальных партнеров и ведет с ними переговоры. Аналитический оценивает перспективы открытия клубов в разных городах, покупательскую способность населения, интерес к конкретным играм. Административный обеспечивает открытие клубов и их стабильную работу. Маркетингом занимается еще три отдела. Digital, на котором всё продвижение клубов в интернете и от кого непосредственно зависит букинг и выручка. Product, который обеспечивает все фото, видео и промо-материалы. PR отвечает непосредственно за бренд: публикации в СМИ, интервью, рекламные ролики, мерч, мероприятия, повышающие популярность компании. Ядро команды представлено программистами — они занимаются непосредственно разработкой. Количество сотрудников и запросы компании всё время растут, поэтому у HR, финансового и юридических отделов работы тоже хватает. По словам Дмитрия, ANVIO делает ставку на постоянных работников. Чтобы разобраться в тонкостях VR, даже самому талантливому программисту, дизайнеру или рекламщику нужно время. Потому компания старается создавать все условия для работы, чтобы опытные специалисты не искали варианты лучше. ANVIO входит в первую десятку компаний по количеству VR-клубов в мире.

Финансы и планы

По словам Дмитрия, компания просто не успевает выйти на уровень окупаемости: вся прибыль тут же идет в развитие, поскольку сфера VR хоть и молода, но развивается быстро, конкуренция в ней большая. На данный момент ANVIO располагает шестью клубами: в Лондоне, Одессе, Киеве, Санкт-Петербурге и Москве, причем в последней их целых два. Цены варьируются в зависимости от покупательской способности: в Лондоне от 150 фунтов, в Петербурге от 3 000 рублей, в Москве от 4 000. Удачным ходом стали скидки и акции: поход утром в будни обойдется дешевле, чем ночью в выходные, и поход компанией, нежели поход в одиночестве. В ближайшее время клубы откроются в Тель-Авиве, Дубае, Боготе, Лиле, Берлине, Баку, Екатеринбурге, Ярославле, также появятся новые локации в Москве и Санкт-Петербурге. Ведутся переговоры с американскими партнерами, которые хотят приобрести мастер-франшизу. По их словам, в США как раз наблюдается спад индустрии развлечений, и новый стартап должен принести большую прибыль.

В дальнейшем планируется продолжать продажи франшизы и разработку игр, вскоре компания собирается переезжать в отдельное здание, в котором будут располагаться все отделы компании и откроется большой VR-центр. По словам Дмитрия, это будет самый большой VR-центр в Европе — площадью более полутора тысяч квадратных метров, на которой будет офис, несколько больших игровых арен, зона тестирования разработок, своё кафе и лаунж.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья