ENG

Перейти в Дзен
В мире

SOS-стратегия: новые рынки как антикризисная мера

В современных экономических реалиях у российского производства, с одной стороны, разрушаются наработанные бизнес-каналы (доставка сырья, запчастей, трудности со сбытом на привычных зарубежных рынках и стагнация на рынке отечественном). С другой стороны, кризис открывает новые окна возможностей. Перестройка каналов логистики, поиск новых поставщиков или глубокая модернизация производства, позволяющая снизить зависимость от западных запчастей и техобслуживания. А еще это отличный шанс выйти на новые перспективные рынки. Таковыми в мире сейчас считаются Африка и Латинская Америка. Причем доступно это не только промышленным гигантам. Даже мелкий и средний бизнес из России может завоевать свою долю: благодаря сотрудничеству с крупными представительствами. Эксперты компании «Металворк», которая готовится к открытию собственного сервисного центра в Африке, поделились секретами успеха на новых горизонтах.

Лагос, Нигерия. Фото Nupo Deyon Daniel / Unsplash

Баланс качества и цены

Немного об Африканском континенте. Сегодня — это наиболее перспективный мировой регион для развития собственного бизнеса. Причем спрос там высок на невероятно широкий перечень продукции — от крупного и технологически сложного горного оборудования, например, до продуктов питания.

Сложность региона в том, что это не единый рынок с едиными правилами (хотя государства стремятся к этому, уже сейчас действует Африканский экономический союз, который объединяет большинство стран континента). Однако от государства к государству достаточно широк разброс как общего уровня жизни населения, так и развития связи, инфраструктуры и промышленности. Нестабильна на континенте и политическая ситуация. Бизнес же, в первую очередь, всегда обращает внимание на страны с привлекательным инвестиционным климатом и быстрорастущей экономикой. В Африке эксперты выделяют шесть таких — Руанда, Эфиопия, Кот-д’Ивуар, Бенин, Гана и первая экономика континента — Нигерия. Именно здесь компания «Металворк» планирует открыть сервисный центр, через который предприятия из России смогу поставлять свою продукцию на континент.

Высокие шансы на успех при выходе на новый рынок, особенно за рубежом, по оценкам специалистов, есть у динамичных производств. При этом отрасль значения не имеет. В среднем, чтобы успешно показать себя на рынке Африки, высокотехнологичным производствам нужно иметь темпы роста минимум 30% в год. Промышленности — от 5% до 15%.

Что нужно знать об Африке?

Рынок континента это 1,2 млрд человек сейчас, а к 2050 году, по оценкам социологов, превысит 2 млрд человек. По состоянию на 2022 год, более 70% этого населения обеспечены смартфонами и доступом к мобильному интернету. Где-то инфраструктура связи работает лучше, где-то хуже, но уровень есть, а значит, и каналы позиционирования товаров и услуг — тоже.

В целом население континента молодо — медианный возраст 20–30 лет. Они готовы жить здесь и сейчас. Стремятся зарабатывать и тратить больше. Поэтому, кроме поставок конкретных товаров, актуальны в Африке будут образовательные программы, медицинские услуги и так далее. Остро стоит вопрос в подготовке профессиональных кадров из числа местного населения. Практически во всех отраслях производства необходимо дополнительное обучение персонала. Многие предприятия делают это самостоятельно, на местах, но некоторым выгодно направить группу сотрудников, например, на обучение в российские вузы (как это было во времена СССР).

Менталитет людей таков, что все они делают несколько неспешно. Из-за чего затягивается большинство бизнес-процессов. К этому нужно быть готовыми при выходе на этот рынок любому производству. Договоры здесь заключаются в несколько раз дольше, чем в России, а сроки и дедлайны нужно умножать на два.

Важно также не только расширять экспорт готовой продукции, но и обслуживать поставленное оборудование, например. Это значимо в контексте комплексного подхода к развитию бизнеса и торговых отношений.

Прогнозы на будущее

Аналитики особенно рекомендуют задуматься о налаживании торговых связей на континенте компаниям из сфер энергетики, систем безопасности, медицины и логистики. При этом важно, что Россия с 2019 года планомерно идет на сближение со странами континента, что может повлечь особые экономические условия для экспорта. Более того, Россия принимает целостность континента и Африканский союз, не подчеркивая сегрегацию континента, отделяя субсахарскую часть от остального региона.

Большие надежды эксперты возлагают на экономический саммит Африки и России, который должен состояться в этом году. В числе прочего экономисты и политологи надеются на то, что Россия представит четкую долгосрочную стратегию развития отношений, в которой будут обозначены особые тарифные условия и наращивание прямого авиасообщения между континентами.

При этом еще один плюс для взаимодействия со странами Африки — отсутствие тяжелого исторического колониального наследия в отношениях с Россией. Москва позиционирует себя как равноправный партнер и именно на этих условиях строит свои отношения с зарубежными партнерами.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья