ENG
Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Социальная ответственность бизнеса в турбулентный период: как российские компании помогают уязвимым группам населения по всей стране

Любовь Ермолаева

Любовь Ермолаева

Социальный предприниматель, сооснователь агентства корпоративных подарков и мерча от социальных предприятий BuySocial

Приверженность концепции устойчивого развития за последние годы стала обязательной составляющей стратегий для компаний во всем мире, в том числе и в России. Несмотря на то, что в сложной экономической ситуации компании вынуждены жестче расставлять приоритеты, даже в текущий турбулентный период социальная повестка остается актуальной.

О социальной повестке в мире

По данным исследования, 79% потребителей в России позитивно реагируют на заботу компании о проблемах и правах людей с инвалидностью, поддержку местных локальных производителей и ответственное потребление.

В нашей стране на государственном уровне задается курс на поддержку социального бизнеса, в 2023 году отмечался значительный рост числа социальных предпринимателей.

В мире же на момент 2024 года насчитывается около 10 млн социальных предприятий, которые создают около 200 млн рабочих мест.

Социальные предприятия (здесь) — локальные производства актуальной и качественной продукции, которые одновременно решают социальные и экологические проблемы. Они развивают бизнес этично и соблюдая равноправие, удовлетворяя потребности людей и окружающей среды. Такие предприятия работают во всех секторах экономики, создают больше рабочих мест для женщин, чем бизнес в целом, женщины и молодежь чаще занимают руководящие позиции.

Что такое социальная миссия компании сегодня

Все чаще сотрудники испытывают кризис смысла и задаются вопросом о дальнейшем пребывании в компании. Социальная ответственность компаний сегодня — это своего рода ответ на запрос общества. Когда будущее непредсказуемо, информационное поле перенасыщено тревожными новостями, может возникнуть ощущение бессмысленности — действий, целей, планирования. Стейкхолдеры, партнеры и рядовые сотрудники видят новые смыслы в сопричастности к социально-значимым инициативам, «большим» добрым делам.

Поэтому сегодня социальная миссия — это именно то, что, возможно, дает чувство опоры. Компании, решающие социальные проблемы, имеют более вовлеченных сотрудников, до 60% (Gartner, 2020). 61% сотрудников, меняющих работу, стремятся к лучшему соответствию ценностей с работодателем. Ощущение ценности и работа в социально активной компании зачастую важнее карьерного роста и зарплаты (Edelman, 2021).

Простыми словами, нельзя изменить мир, но можно внести свой реальный вклад в улучшение этого мира.

Кейсы. Как российские компании занимаются благотворительностью 

Кейс 1. Как можно предоставить оплачиваемую работу 12 людям с инвалидностью и ментальными особенностями.

В качестве идеи для тиража корпоративной продукции известная международная компания предпочла знаменитым брендам и знакомым вариантам свечи, выполненные на социальном предприятии «Изумрудный город». Оригинальные ароматические свечи в гипсовом подсвечнике были выполнены в инклюзивной мастерской, где одновременно создаются такие актуальные подарки для дома и оказывается помощь в трудоустройстве людям с инвалидностью. Здесь они зарабатывают, социализируются, чувствуют себя нужными. Крупные заказы от компаний дают возможность развиваться проекту — приобретать оборудование, создавать еще больше инклюзивных рабочих мест.

Компания-заказчик оценила возможности мастерской: качество натурального воска, стильный актуальный дизайн подсвечника из необычного материала — акрилового гипса, подбор ароматов.

Другие преимущества заключались в индивидуальном подходе, гибкости, творческом начале и открытости мастерской к пожеланиям по кастомизации. Была специально разработана новая форма подсвечника с внедренным логотипом на стакане и надписью на крышке, подобран цвет и аромат, выбран двойной деревянный фитиль, также было организовано производство премиум-коробок с ложементом. Даже открытка была необычной — из вручную переработанной бумаги в цвет всего проекта с поздравлением методом глубокой печати.

Можно ли оценить в цифрах социальный вклад компании? Благодаря реализации тиража в 1000 свечей работу получили 12 человек с инвалидностью и ментальными особенностями, которые не могли бы её найти на открытом рынке труда, в течение 1,5 месяцев.

«Качественные показатели — это повышение уровня самооценки. Один из подопечных мне даже сказал, что “к нам относятся как к обычным людям и не считают нас придурками”.  Грубо, конечно, но посыл понятен. После праздников ребята даже скучают по новогоднему драйву. Для предприятия тоже очень важны заказы, мы развиваемся, осваиваем новые технологии, новую продукцию», — делится мнением Анна Гришина, руководитель мастерских центра адаптации и развития «Изумрудный город».

Кейс 2. Как можно предоставить оплачиваемую работу 4 людям с инвалидностью и внести вклад в сохранение природы. 

IT-компания решила сделать мерч, необычный и в то же время практичный для использования в разных сферах жизни, и выбрала для этого подарочный набор из нескольких предметов. В набор вошла обложка для паспорта из льна с логотипом и слоганом компании, который нанесли вручную традиционным методом набивки по ткани, изготовленной в инклюзивной мастерской «Окоём». На самом социальном предприятии рассказывают о себе так:

«“Окоём” — это мастерские, в которых трудятся художники с особенностями ментального развития и без. Нас объединяет стремление к творческой реализации и любовь к ремеслу».

Тираж корпоративной продукции дал работу 4 швеям и художникам, которые в силу инвалидности не могли бы найти работу на открытом рынке труда. Всего в мастерской работают 10 человек.

Подставка под телефон из дерева с выгравированным логотипом и картхолдер из тайвека сделаны в инклюзивных мастерских «Простые вещи», где трудятся взрослые люди с ментальными особенностями. В результате совместной работы мастеров и волонтёров получаются красивые и качественные вещи. За каждым экземпляром стоит полноценная жизнь человека с ментальными особенностями, спокойная жизнь его близких, принимающее сообщество сотрудников и волонтёров.

Блокнот с обложкой из переработанного тетра-пак, а также ручка из переработанного тетра-пак с логотипом и слоганом от экологического проекта также вошли в набор. Тетра-пак — многосоставной, трудноперерабатываемый материал, состоящий из пластика, картона и фольги. 1 обложка — это 16 пакетов из-под сока или молока, а одна ручка — это 1 пакет. В результате этого заказа было спасено от свалки 3400 пакетов.

Подобные блокноты, ежедневники и ручки регулярно выбирают социально ответственные компании для офисной канцелярии, раздаточных материалов на семинарах и корпоративных подарков. Популярны термостаканы, использование которых вместо одноразовых стаканов для кофе и чая вносит вклад в сохранение природы, — такой вид продукции применяется на практике, например, у ведущего экономического вуза России, или же чехлы для ноутбуков из переработанных баннеров, батутов и лодок (то есть вторичного ПВХ).

Кейс 3. Как можно предоставить оплачиваемую работу людям старшего возраста и какая помощь реально нужна Инклюзивному центру.

Особое внимание в компаниях уделяют подготовке к сезонным праздникам, например, традиционно встает вопрос о новогодних подарках для клиентов, партнеров и сотрудников. Так, компания-производитель софта остановилась на идее наборов елочных игрушек в виде трогательных рождественских носков — керамических, с тонкой ручной росписью. Работа была выполнена при сотрудничестве с Инклюзивным центром «Равные» из Орла. Это уникальная для города организация, которая проводит развивающие, творческие занятия для детей и взрослых с инвалидностью.

Компания получила тираж в 2250 ёлочных игрушек, а старшие участники мастерских — оплату своего труда. Кроме того, на полученную выручку центром были приобретены новые стулья в актовый зал: ведущее место здесь занимает театральная студия, и теперь для зрителей удалось улучшить условия.

Перспективы. Что думают те, кому помогает бизнес? 

Несмотря на сложности, 2/3 социальных предпринимателей смотрят на будущее со сдержанным оптимизмом, а еще почти 24% с большим оптимизмом. Самым частым ответом партнеров-социальных предприятий на вопрос «в чем еще вам помогло сотрудничество?» оказался «моральная поддержка продолжать работать».

Так, Анна Лукиных, участница проекта «Бабушкин чулан» из Свердловской области, делится:

«Наша мастерица, Ирина Викторовна, в этом сезоне очень плодотворно поработала и смогла заработать хорошую сумму на их с супругом новогоднее путешествие в Москву к детям и внукам».

Елена Сухина, «Рабочее место» из Новосибирска, рассказывает:

«Мы немножко подросли, и всё это благодаря заказам (прим.: для коммерческих компаний). Других массовых продаж у нас нет. Остальной объём финансирования — это грантовые средства, из которых мы получаем свою аудиторию людей, которые потом создают продукцию: мы их учим прикладному творчеству и далее своих “звездочек” отбираем. То есть у нас прирост. Мы очень хотели бы расти, у нас есть ресурсы, есть мастерская, и постоянно появляются люди, которые могут в этом проекте участвовать».

Если делиться личными наблюдениями, будучи социальным предпринимателем и находясь в системе более 10 лет, то люди точно стали больше участвовать в благотворительных мероприятиях, чувствовать социальную ответственность. Растет число волонтеров, люди более осознанно подходят к утилизации отходов, бережно относятся к природе и животным, большой популярностью пользуются благотворительные маркеты.

Это формирует соответствующий запрос к бизнесу. За последние пару лет можно отметить растущее количество специальных проектов и коллабораций коммерческих компаний, торговых сетей и арт-институций с благотворительными фондами.

Можно сказать, что желаемые долгосрочные эффекты работы в создании более инклюзивного справедливого общества видны на практике. Они заметны в виде историй конкретных людей, чья жизнь и самоощущение действительно кардинально изменились за последние несколько лет.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья