ENG
В мире, Стартапы

Спасти еду: как стартапы сокращают отходы

Каждый год в Евросоюзе выкидывается около 88 млн тонн продуктов. В России, по данным Высшей школы экономики и Росстата, на свалку отправляется 17 млн тонн. Этой еды хватило бы, чтобы накормить 30 млн человек в течение года (!). Первыми забили тревогу США и Европа. Во Франции, например, с 2016 года предусмотрены штрафы для супермаркетов, которые выбрасывают продукты. В Нью-Йорке действует закон о запрете вывоза пищевых отходов на полигоны. Одновременно с ужесточением законодательства начался бум стартапов, которые предлагают спасти еду и продукты с истекающим сроком годности. В России первый подобный проект появился только два года назад. В подборке «Инвест-Форсайта» — самые известные мобильные приложения по спасению еды. 

Великобритания: Kitche

Забытая петрушка, пролежавший не один месяц кусок сыра и вдобавок прокисшее молоко — частая картина в любом холодильнике. Многие из нас забывают о купленных продуктах. Британский стартап Kitche призывает «не выкидывать еду». Проект разработал мобильное приложение, которое шлет напоминания о забытых в холодильнике продуктах и предлагает рецепты с ними. Сервис идеально подходит для семей, делающих большие закупки. Как работает Kitche? Пользователю достаточно сфотографировать магазинный чек. Приложение само классифицирует продукты, а когда их срок годности подходит к концу, отправляет уведомления.

«Kitche возник после разговора с друзьями в парке об их реальных проблемах с домашними пищевыми отходами, — рассказывает “Инвест-Форсайту” основатель проекта Алекс Влассопулос. — Средняя британская семья выбрасывает 70 фунтов хорошей еды в месяц. В большинстве случаев этого можно легко избежать с помощью Kitche. От 33% до 50% всей пищи, произведенной в мире, никогда не съедается, и стоимость этой потраченной впустую еды составляет более $1 трлн». 

Алекс Влассопулос (Alex Vlassopulos) основал стартап в 2018 году. Запуску своего дела предшествовал опыт работы в крупных компаниях — Sony Music, Omnifone и Rdio. На разработку Android-приложения у него ушло два года.

«Решение, которое мы предлагаем для сканирования чеков и предоставления удобных для пользователя результатов, а также рецептов и мониторинга пищевых отходов, еще никогда не было реализовано, поэтому решить, как это сделать, было большой проблемой», — добавляет основатель проекта. 

На старте в Kitche вложились его родственники и друзья. В марте этого года британская компания QVentures объявила о последних инвестициях в стартап (объем финансирования не раскрывается — ред.). Сейчас приложение доступно на Android. В магазине Google Play его скачали свыше тысячи раз. В будущем Алекс Влассопулос намерен предложить британским супермаркетам и корпорациям b2b-платформу.

Но Kitche, борющийся за сокращение пищевых отходов, не единственный проект на местном рынке. В приложении Olio, например, можно бесплатно получить или отдать продукты питания с истекающим сроком годности.

«Kitche сосредоточена на сокращении бытовых пищевых отходов. Olio — тоже отличная компания, но она ориентирована в большей степени на одноранговый (P2P) обмен информацией. Мы предлагаем разные решения одной и той же проблемы», — заключает Алекс Влассопулос.

Дания: Too Good To Go

Датское приложение Too Good to Go — один из лучших примеров того, как социальный стартап может за короткое время вырасти в международную сеть. Это мобильное приложение предлагает ресторанам и кафе продавать излишки еды со скидками вместо того, чтобы выкидывать их. Заведения сами определяют размер скидки и время, в которое можно забрать не раскупленные за день блюда. Помимо этого, стартап предлагает клиентам «пакеты с сюрпризом» — наборы еды, заранее неизвестные пользователям.

Too Good to Go придумали трое молодых предпринимателей. Идея пришла в 2015 году, когда Клаус Б. Педерсен (Klaus B. Pedersen) с друзьями ужинал в ресторане. Он случайно увидел, сколько еды было выброшено после закрытия заведения. До Too Good to Go у него уже был предпринимательский опыт — стартап Helias. В 2016 году Клаус Б. Педерсен нашел единомышленников в Великобритании. Его бизнес-партнерами стали Джейми Крамми (Jamie Crummie) и Крис Уилсон (Chris Wilson). Крамми был полевым исследователем в Refugee Rights Data Project, а Уилсон к тому времени успел поработать учителем английского языка, маркетологом и даже менеджером по обслуживанию клиентов в спортзале (в 2017 году он покинул Too Good to Go).

Великобритания стала для датского стартапа трамплином в Европу. С момента основания в 2016 году компания собрала €10,3 млн. Сейчас ее стоимость оценивается в €24–36 млн. Приложение доступно в 15 странах. Его установили 21,9 млн человек, тем самым сохранив 34,7 млн еды. Для пользователей Too Good to Go остается бесплатным. С ресторанов компания берет комиссию за каждое проданное блюдо (процент зависит от стоимости еды — ред.). Шаг за шагом Too Good to Go идет к своей цели — стать международной сетью. В этом году компания начала экспансию в Штатах.

«Ведь еда — наш самый ценный ресурс энергии, а не просто потребительский товар», — считает Джейми Крамми. 

Нидерланды: NoFoodWasted 

Это картину сложно представить: солидный мужчина в дорогом костюме выбирает на полках товары со скидкой. Мясо с 35% и молоко с 40% уценкой — отличный «улов», по мнению Августа де Фохта (August de Vocht). У этого серийного предпринимателя все в порядке с деньгами. Он покупает уцененный товар из идейных соображений.

«Меня с детства учили ценить еду. Поэтому в супермаркете я часто покупал товары, которые подходили к окончанию срока годности и продавались со скидкой. Но я брал их не из-за скидки. Я понимал, что если их не купят, они окажутся в контейнере для отходов», — добавляет он.

В 2014 году Август де Фохт понес свои идеи о сокращении пищевых отходов в массы. Он основал стартап NoFoodWasted. Сначала он вкладывал в разработку приложения собственные сбережения. Позже ему удалось найти инвестиции в размере €350 тыс. NoFoodWasted — это мобильное приложение, которое предлагает обзор скидок в ресторанах, пекарнях (голландцы, как известно, большие любители мучного) и супермаркетах поблизости. Сейчас NoFoodWasted сотрудничает с более чем 200 ритейлерами, но готовится выйти за пределы Нидерландов.

«Мы ориентированы на зарубежные рынки. Пищевые отходы — это всемирная проблема», — добавляет Август де Фохт.

Россия: eatme 

«Лучший способ спасти еду — съесть ее», — считает петербургский предприниматель Рудольф Ан

Он подсмотрел концепцию своего мобильного приложения у датского проекта Too Good to Go. Запущенный в 2019 году сервис eatme тоже предлагает купить излишки ресторанной еды со скидками. На запуск и развитие стартапа предприниматель потратил 15 млн руб. из собственных сбережений. Сегодня в eatme, по его словам, зарегистрированы 340 ресторанов, а сам сервис доступен в 7 городах.

Стартап зарабатывает на комиссии — с каждого ресторана взимается 10–15% с продаж. К концу 2020 года Рудольф Ан намерен вывести компанию на оборот в 5 млн руб. в месяц. Но даже в России у eatme достаточно конкурентов — DoggyBag, Eatyeat, Lastbox и Foodhide.

«Рынок еды со скидкой только начал развиваться и пока еще не сформирован, — заявил Рудольф Ан в интервью Forbes. — Мы рады конкурентам — они делают нас сильнее. Вместе мы быстрее развеем миф о том, что еда со скидкой — это что-то некачественное или стыдное».

Автор: Ольга Гриневич

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья