ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение, Стартапы

SportTech: инвесторам пора запрыгивать в уходящий поезд

Анатолий Валетов

Анатолий Валетов

Руководитель фонда «Московский инновационный кластер»

Рынок спорттеха (SportTech) на подъеме. Число инновационных проектов растет буквально каждый месяц, и если этот темп сохранится, скоро секторов, в которых отсутствует конкуренция, практически не останется. Лидеры рынка — крупные корпорации — мечтают вернуть отхлынувший в пандемию поток клиентов и готовы ради этого на смелые эксперименты в сфере высоких технологий. Что же иметь в виду, вкладываясь сегодня в стартап спорттеха?

Что нужно заложить в стартап, чтобы он выстрелил на рынке?

Первое, что нужно изначально заложить в проект, — расчет на широкий международный рынок.

Многие новаторы делают ошибку, откладывая адаптацию под внешние рынки на потом — на то время, когда уже пойдут неплохие продажи в России. Вы не можете предугадать, где выстрелит ваша технология! Не исключено, что именно за рубежом вы найдете основных клиентов. Например, один из российских сервисов спортивных онлайн-трансляций сразу замахнулся на глобальный рынок и уже нашел спрос в Латинской Америке и Японии.

Второе, с чем нужно определиться, это со сферой спорта: профессиональная или любительская (включая ЗОЖ)?

Если вы решили разработать ноу-хау для профессионального спорта, помните, что большинство владельцев команд и стадионов интересует: как ваше решение поможет им заработать? У вас должен быть четкий ответ на этот вопрос. Большинство новаций в профессиональной сфере имеет отношение к футболу, поскольку сегодня это самый популярный вид спорта. Здесь стартапы, как правило, работают с несколькими типами аналитики. Это может быть обработка физических параметров спортсменов или данных, связанных с аудиторией стадионов и VR-трансляций, или даже сведений о свободных рекламных площадях на аренах. Перспективными на этом фоне являются также нишевые проекты, например для бокса, тенниса, плавания; здесь уже появились первые игроки.

Новое направление, куда сегодня пытаются прорваться несколько стартапов, это цифровой помощник тренера.

Разработчики Sport.vision уже научили нейронную сеть всем необходимым паттернам (включая глубокий анализ биометрии) и в итоге приучили искусственный интеллект выдавать готовые рекомендации для тренера.

Другое перспективное ноу-хау — комплексное решение для развития футбольного клуба. Проект Bayes coach, в частности, смог приучить искусственный интеллект оценивать текущее состояние игроков и прогнозировать их физическую форму к следующей игре. Новая программа также анализирует качество пассов, оценивает взаимодействие между игроками и корректирует план тренировок с учетом слабых и сильных сторон соперника.

Сегодня сфера профессионального спорта готова к глобальной диджитализации, начиная с самой нижней ступени — поиска и набора юных талантов в учебные академии. Это подтверждает проект Juni Stat по цифровизации молодых футболистов. Сервис родился из предпосылки, что сегодня три четверти юных талантов не имеют доступа к профессиональным школам. Стартап выпустил мобильное приложение, где сегодня зарегистрированы 537 игроков. Претенденты проходят тесты на камеру и получают оценку от ИИ. Затем 12 тренеров из топовых европейских академий выбирают лучших из них.

Если решения, касающиеся профессионального спорта, во многом дают клубам больше заработать, то технологии для любителей помогают сэкономить время и деньги, а также повысить качество жизни. Отсюда шанс для стартапов, предлагающих улучшить качество тренировок с помощью цифрового тренера.

Новаторы уже предлагают ряд интересных решений для самостоятельных тренировок и занятий в фитнес-центрах. При этом основная масса разработчиков проводит аналитику физических данных, полученных при стационарной диагностике либо снятых с датчиков во время упражнений.

Здесь можно привести в пример «Фитнес-статус» — отечественный сервис автоматизированных индивидуальных фитнес-программ. Программа анализирует множество показателей: отклонения в состоянии здоровья, состояние организма, общую выносливость, силу различных мышечных групп, гибкость. В итоге пользователь получает своеобразный «фитнес-профиль» и четкие рекомендации по физическим нагрузкам.

Еще один свежий проект MyGenetics помогает выбрать вид спорта, исходя из врожденных особенностей организма. Технология использует ДНК-тест. Клиенту даются четкие советы: чем питаться, какие виды нагрузок использовать, чтобы достигать высоких результатов без риска травм, как правильно восстанавливаться после тренировок.

Какое бы направление вы ни выбрали для стартапа, имейте в виду, что буквально каждый месяц появляются новые проекты. По сути, мы наблюдаем бум на рынке спорта, фитнеса и ЗОЖ.

На днях «Московский инновационный кластер» завершил технологический конкурс проектов SportTech. Всего было подано больше 300 заявок на 30 мест. Десять проектов на одно место!

Традиционные лидеры рынка — сети магазинов, футбольные клубы, стадионы и фитнес-центры — уже не надеются, что прежний докарантинный ритм жизни вернется. Они ищут возможности привлечь больше клиентов на новой технологической основе. Тому, кто хочет заработать на спортехе, нужно запрыгивать в набирающий ход поезд.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья