ENG
Мнение, Финансы

Как стандарт защитит участников форекс-рынка

Евгений Машаров

Евгений Машаров

Руководитель саморегулируемой организации «Ассоциация форекс-дилеров» (СРО АФД)

Торговля на рынке форекс сопряжена с высокими рисками, об этом знает каждый. Во многом для того, чтобы максимально уберечь потребителя от так называемых нерыночных (не связанных с колебаниями курсов валют) рисков, был утверждён Базовый стандарт защиты прав и интересов получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций (СРО) в сфере финансового рынка, объединяющих форекс-дилеров (коротко — Базовый стандарт защиты прав потребителей услуг форекс-дилеров). Кого и от чего он защищает?

Базовый стандарт разработан Ассоциацией форекс-дилеров и утверждён 10 января 2019 года решением Комитета финансового надзора Банка России. Некоторые положения Базового стандарта защиты прав потребителей начали действовать 1 апреля этого года, основная же часть вступила в силу вчера, 1 июля (за исключением отдельных норм, вступление которых откладывается до 1 декабря 2019 г.). Базовый стандарт устанавливает требования, которыми форекс-дилер обязан руководствоваться в процессе осуществления им своей деятельности.

Положения, вступившие в силу в апреле, главным образом касаются того, как должны быть оформлены сайты форекс-дилеров, какие сведения они должны содержать. Соответствие официальных страниц форекс-дилеров этим нормам СРО АФД проверяет уже на протяжении трёх месяцев в режиме ежедневного мониторинга.

Согласно Базовому стандарту, форекс-дилер должен проинформировать получателя финансовых услуг о рисках, связанных с заключением, исполнением и прекращением обязательств по рамочному договору, отдельным договорам; о суммах расходов, связанных с исполнением обязательств по заключенным договорам, в том числе связанных с переносом открытых позиций; о компенсационных выплатах из средств компенсационного фонда, сформированного саморегулируемой организацией, включая порядок очередности удовлетворения требований; о способах и адресах направления обращений получателями финансовых услуг, в том числе о возможности направления обращений в саморегулируемую организацию и Банк России; о способах защиты прав получателя финансовых услуг, включая досудебное урегулирования спора, в том числе посредством претензионного порядка, процедуры медиации; о представителях форекс-дилера и о принадлежащих ему доменных именах.

Документ определяет порядок предоставления клиенту информации и перечень документов, необходимых для заключения, исполнения и прекращения обязательств по рамочному договору и отдельным договорам, а также порядок их хранения.

Базовый стандарт провозглашает принцип полного и достоверного информирования о финансовых услугах, оказываемых форекс-дилером. Не допускается приоритет собственных интересов форекс-дилера над интересами получателя финансовых услуг. Информация должна доводиться до потребителей доступным языком, с разъяснением специальных терминов в случае их наличия. А при получении форекс-дилером запроса на предоставление клиенту информации на бумажном носителе шрифт должен быть крупным и хорошо читаемым.

Некоторые положения Базового стандарта, вступившие в силу 1 июля, уже давно реализуются на практике. Например, каждый клиент до заключения рамочного договора с форекс-дилером в обязательном порядке подписывает так называемое Уведомление о рисках, содержащее положение, что получатель финансовых услуг уведомлен об указанных рисках, в том числе о том, что положительный финансовый результат по предыдущим отдельным договорам не определяет положительный финансовый результат таких договоров в будущем. Необходимость этой процедуры прописана в самом первом Базовом стандарте форекс-дилеров — Базовом стандарте совершения операций на финансовом рынке при осуществлении деятельности форекс-дилера, который действует с 2017 года. В этой части Базовый стандарт защиты прав потребителей содержит дублирующее положение.

Но есть и абсолютные нововведения. Например, устанавливается обязанность форекс-дилера по запросу получателя финансовых услуг предоставить ему копию экземпляра рамочного договора, зарегистрированного саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, в редакции, действующей на дату, указанную в запросе. Кроме того, форекс-дилер теперь обязан в полной мере консультировать потребителя по всем возникающим у него вопросам относительно применения законодательства Российской Федерации, регулирующего взаимоотношения сторон по рамочному договору и отдельным договорам. В соответствии с Базовым стандартом срок предоставления запрашиваемой получателем финансовых услуг информации (документов) составляет не более 15 рабочих дней.

Форекс-дилер обязуется не допускать в своей деятельности недобросовестных практик поведения, в том числе: необоснованного расширения спреда без изменения рыночной ситуации; введения в заблуждение получателя финансовых услуг относительно предоставляемых финансовых услуг; осуществления форекс-дилером действий, направленных на заключение получателем финансовых услуг договоров об оказании финансовых услуг с иностранными организациями.

Базовый стандарт содержит минимальные стандарты обслуживания получателей финансовых услуг в офисах. Форекс-дилер обязан обеспечить размещение в своих офисах информации о наименовании форекс-дилера, адресе офиса, днях и часах приема получателей финансовых услуг и времени перерыва. У работников, непосредственно взаимодействующих с получателями финансовых услуг, должны присутствовать средства визуальной идентификации, содержащие фамилию, имя и должность работника. В офисе форекс-дилера должна обеспечиваться возможность заключения рамочного договора с получателями финансовых услуг, в том числе (в порядке рекомендации) лицами с ограниченными возможностями. Сайт форекс-дилера должен быть удобным, понятным и (желательно) иметь специальную версию для слабовидящих.

Аудиозапись, фото- и видеосъёмка в офисах форекс-дилера, а также запись его телефонных разговоров с получателем финансовых услуг разрешена только при условии предварительного уведомления клиента.

В Базовом стандарте прописаны и правила рекламы услуг форекс-дилера. Реклама финансовых услуг форекс-дилера должна не злоупотреблять доверием получателя финансовых услуг и не использовать недостаток у него опыта и знаний. В ней не может быть текстовых, звуковых или визуальных обращений или заявлений, содержащих информацию, способную прямо или косвенно, посредством замалчивания, двусмысленности или преувеличения ввести получателя финансовых услуг в заблуждение, в частности в отношении условий финансовых услуг, которые могут повлиять на выбор получателя финансовых услуг. Получатели финансовых услуг должны иметь возможность составить адекватное представление о характере и рисках оказываемых форекс-дилером финансовых услуг и принять обоснованное решение.

Работник форекс-дилера, взаимодействующий с получателями финансовых услуг, обязан владеть информацией, необходимой для качественного оказания форекс-дилером финансовых услуг, и уметь в доступной форме предоставить такую информацию. Форекс-дилер обязан предпринимать меры, способствующие обеспечению высокого уровня профессионализма клиентских менеджеров, в том числе проводить их регулярное обучение.

Базовый стандарт также регламентирует порядок рассмотрения форекс-дилером обращений клиентов и порядок разрешения споров. В частности, если какое-либо обращение содержит обвинение форекс-дилера или его работника в подделке документов, мошенничестве, краже или нецелевом расходовании средств получателя финансовых услуг, форекс-дилер обязан уведомить саморегулируемую организацию о поступлении такого обращения с указанием проведенных мероприятий в связи с рассмотрением такого обращения. В случае неудовлетворения претензии форекс-дилеру рекомендуется предложить получателю финансовых услуг, направившему претензию, альтернативные способы урегулирования споров (обращение в саморегулируемую организацию, в суд или иные органы).

Положения Базового стандарта являются обязательными для исполнения всеми форекс-дилерами. СРО АФД осуществляет проверку соблюдения норм Базового стандарта, в том числе в форме внеплановых проверок. Внеплановые проверки форекс-дилеров проводятся без их предварительного уведомления и могут подразумевать присутствие свидетелей, аудио- и видеофиксацию.

АФД рассчитывает, что вступление в силу норм Базового стандарта защиты прав потребителей обеспечит новый уровень клиентоориентированности регулируемого рынка форекс и будет способствовать его развитию, закрепляя за ним репутацию полноценного сегмента российского финансового рынка.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья