Торговые войны, слабый рубль и возможная рецессия. Что делать российскому предпринимателю? Учитывать чужой опыт и мировые тренды. О современных бизнес-тенденциях рассказал эксперт по стратегическому планированию и экономическим сценариям, управляющий ГК «Институт тренинга — АРБ Про» Сергей Макшанов на конференции «Базовые стратегии 2020», организованной Школой Бизнеса «Синергия» и ГК «Институт тренинга — АРБ Про».
Не торопитесь вкладывать в искусственный интеллект
Как бы динамично ни развивалась сфера искусственного интеллекта, бизнес-сообщество Европы относится к ней осторожно. Западные предприниматели считают, что в ближайшие 10 лет искусственный интеллект не сможет принимать решения.
Чтобы это произошло, нужно сначала понять естественный интеллект.
Кадры решают
Все больше компаний начинают внимательнее относиться к кадровым ресурсам. Залог успешного бизнеса — профессионалы, способные активно действовать и генерировать идеи.
Помните: сотрудники для компании такая же ценность, как и клиенты.
Легкий шпионаж
Все популярнее в компаниях становится trendwatching: отдельный сотрудник следит за модными тенденциями и интересными идеями в бизнесе и передает их руководству. Это не значит, что одна компания повторяет все за другой, но в определенных ситуациях она однозначно учитывает чужой успешный опыт и стремится придумать нечто похожее для улучшения продукта, продаж и т.д.
Проведем опыт
Сохраняющаяся неопределенность в мире приводит к тому, что в систему управления включают норматив по вбросу экспериментов.
Успешные компании оттачивают все новые элементы бизнес-моделей и систем управления.
Постоянные эксперименты и инновации внедряют в стратегии, разработку продуктов и системы продаж.
Берегите ресурсы
Умный предприниматель знает, что самый важный ресурс — время. Затем идут информация, ноу-хау и деньги. Все эти ресурсы не должны растрачиваться зря. Поэтому в мире растет тренд на их комплексное резервирование для эффективного использования в будущем.
Развитие sharing-экономики
В настоящее время также наблюдается тренд, покушающийся на святую святых, — частную собственность. Предприниматели все чаще задумываются над общим развитием бизнеса и обращают внимание на sharing-экономику — модель, позволяющую людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы и обмениваться ими. Простые потребители тем временем уже не так стремятся завладеть предметами роскоши, их проще взять напрокат. Что уж роскошь: даже большой букет можно взять в аренду, чтобы затем выложить с ним фото в «Инстаграм».
Эпоха доказательной экономики
Уже недостаточно «втюхивать» и назойливо продвигать товары и услуги — это быстро обвалит клиентскую базу. Теперь нужно уметь доказывать необходимость и полезность вашего продукта для потребителя.
Азия развивается
Опытные игроки знают, что сейчас упор можно делать не только на Китай, но и обратить внимание на развивающиеся рынки. Экономика динамично растет в макрорегионе «новая» ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд и др.).
Что будет в 2020 году?
Рост цен продолжится в медицине, образовании и сфере товаров для ухода за детьми.
Сейчас здоровый образ жизни (ЗОЖ) — главный тренд. Людей, следящих за здоровьем, все больше, а значит, и рынок услуг этой сферы будет только развиваться. Потребитель также будет тратить больше денег на образование и учебники, товары по уходу за детьми, на кафе, автомобили, мебель и одежду.
А что если будет «плановая» рецессия?
Такой вариант возможен. О нем говорят руководители крупных корпораций, которые, возможно, владеют информацией, нам неизвестной. Рецессия вероятна из-за падения международной торговли и цен на сталь и драгоценные металлы, повышения рисков длинных денег, ускорения биржевых котировок и других факторов. Однако есть и плюс: возможная рецессия откроет новые возможности для России на мировом рынке. Минусы — снижение привлекательности РФ для инвестиций и ослабление рубля.
Что делать российскому бизнесу?
Быть «одуванчиком». Одуванчик гораздо живучее крыс, акул и других древних животных, переживших войны и лишения.
Задача минимум российских предпринимателей — выжить, резервируя ресурсы, задача норма — расти в условиях замедляющейся экономики, а задача максимум — высокорентабельный рост.
Для выполнения каждой из задач потребуется четкая стратегия, бережное отношение к ресурсам и внимание к мировым трендам.
Автор: Дарья Рыночнова