• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Инвестиции, Интервью, Регионы

Сун Чженьхуа: «Мы приведем в Татарстан $1 млрд»

Китайская компания Haier заявила о масштабных инвестициях в Россию. Вместе с партнерами один из глобальных лидеров по продажам бытовой техники рассчитывает в ближайшие годы вложить в локализацию производства около $1 млрд, построив собственный индустриальный парк в Набережных Челнах. Почему китайский бренд сделал ставку на Татарстан и ждать ли появления в России «темных заводов», «Инвест-Форсайту» рассказал гендиректор Haier в России и СНГ Сун Чженьхуа.

— Господин Сун, насколько для Haier важны инвестиции в Россию?

— У нас долгосрочные планы по развитию в России. Мы видим большой потенциал национального рынка и перспективы на всем русскоязычном рынке, куда относим страны СНГ и Средней Азии. Несмотря на то, что аналогичные инвестиционные проекты уже были у наших конкурентов, мы тоже решили вкладывать средства в локализацию производства. Важно, чтобы продукт был ближе к рынку, к покупателям, тогда скорость доставки и обслуживания будет выше. Тем более что после выхода на рынок в 2010 году мы увидели рост покупательского интереса к нашей продукции.

— Почему для запуска инвестиционного проекта вы выбрали Татарстан?

— В 2014 года мы начали активный поиск мест для инвестиций, посетили много регионов, ориентируясь в первую очередь на те, где локализовано автомобильное производство, так как оно близко нам по используемым материалам, комплектующим. Самым внимательным образом изучили кластер лидеров автопрома — Калугу и Татарстан, где японские, немецкие концерны открыли свои производства. В итоге приняли решение инвестировать в Татарстан.

— Что все-таки предопределило ваш выбор?

— Хороший инвестиционный климат. Мы не один раз встречались с главой республики Рустамом Миннихановым. Власть региона очень открыта, приветствует сотрудничество с Китаем. Это первое преимущество. Но есть и другие: Казань — географический центр европейской части России, это обеспечивает транспортную доступность. Здесь нет проблем с ресурсами: электричество, газ подаются по выгодным тарифам. В республике много молодежи, много высших учебных заведений — это обеспечивает постоянный приток высококвалифицированной рабочей силы. Неслучайно в технопарках Татарстана есть американские и европейские инвесторы.

Конечно, мы учитывали и близость к Средней Азии, где рынок тоже переживает очень быстрое развитие: население Узбекистана несколько лет назад было 26 млн человек, а сегодня уже 30 млн. В перспективе будем открывать другие экспортные направления.

— Как развивались инвестиционные проекты Haier в Татарстане? Как можно оценить размер сделанных инвестиций?

— В 2016 году в Камском индустриальном парке запущен завод по производству холодильников мощностью 500 тысяч штук в год. Поскольку цех мы арендовали и провели только небольшую реконструкцию и закупку оборудования, то инвестиции составили около $50 млн. Мы видим сроки окупаемости в районе 6-7 лет. После первых 12 месяцев полноценной работы появились позитивные финансовые результаты. Это стало хорошей мотивацией для дальнейших инвестиций, поэтому в прошлом году мы начали новый проект: в мае 2018 года приступили к строительству собственного индустриального парка там же, в Набережных Челнах.

Нам выделили больше 100 гектаров земли. На этом земельном участке будет построен не только завод, но и логистический комплекс, R&D-центр, лаборатории, общежития и социальные объекты. Проект уже есть, но пока в чистом поле возводится первый объект — завод стиральных машин. Инвестиции в строительство и запуск завода обойдутся примерно в $53 млн, планируем запустить его в июле следующего года.

— Когда рассчитываете завершить весь проект?

— У нас есть пятилетний план. За этот срок мы планируем построить комплекс из шести зданий, в том числе цеха для производства продукции различных категорий. Если мы ежегодно будем производить несколько миллионов штук бытовой техники, нам понадобятся комплектующие — желательно, производимые рядом. Мы нашли в Китае партнеров, которые вслед за нами хотят локализовать производство в Татарстане. Суммарно мы привлечем в экономику региона около $1 млрд, а количество новых рабочих мест будет около 5 тысяч.

— Для российских властей число создаваемых рабочих мест — один из важнейших показателей, но современное производство, тем более в высокотехнологичной сфере, наоборот, должно быть «безлюдным»…

— В самом Китае полностью роботизированных производств, так называемых «темных заводов», у нас больше десяти. Преимущества таких цехов очевидны: они меньше расходуют ресурсов, более эффективные и высокоточные. В России мы тоже планируем строительство смарт-завода, но, вы верно заметили, нужен баланс, чтобы и рабочие места создавать, и высокотехнологичное производство запускать. Учитывая, что население страны сокращается, и инвесторы уже начинают сталкиваться с нехваткой рабочих рук, как, например, в Калуге, в ближайшее время смарт-заводы начнут строить.

— Строительство индустриального парка — не единственные инвестиции Haier в Россию: в августе вы запустили создание собственной сети магазинов. Зачем?

— Гибридная схема реализации уже опробована в Китае. Торговые сети электроники не покрывают всю аудиторию. Через сеть собственных магазинов мы доходим до тех покупателей, которые раньше покупали на рынках или в маленьких магазинчиках. Мы рассчитываем к 2020 году включить в собственную розничную сеть до 50 магазинов. Супероборота не ждем, но для нас важно, что такие магазины становятся точками взаимодействия с покупателем и шоу-румами для нашего онлайн-магазина.

— Вы свою нишу видите в категориях средний и средний+ — это осознанная стратегия?

— Мы изначально выбрали такое позиционирование. Для 2010 года это было смелое решение, потому что люди не готовы были воспринимать китайские товары вообще, а в этой ценовой категории — тем более. Были очень тяжелые моменты: сети были не готовы рисковать и брать товар на реализацию. Сегодня все изменилось. Мы позиционируем себя как интернациональный бренд, показываем модельный ряд не только из Китая, пусть потребитель выберет. Но китайский продукт даже более интересный сегодня, потому что электроника, дизайн обновляются намного быстрее, чем, например, на европейских заводах. Постепенно растет доверие, тем более теперь, когда на холодильниках и стиральных машинах будет написано: «Сделано в России!»

Беседовала Анна Орешкина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»