ENG
Мнение, Технологии

«Супер-пупер-ракета» США в погоне за Россией и Китаем

Максим Старчак

Максим Старчак

Научный сотрудник Центра международной и оборонной политики университета Куинс

15 мая 2020 года, выступая на пресс-конференции в Белом доме, президент США Дональд Трамп объявил, что у Соединенных Штатов скоро появится «супер-пупер-ракета», в 17 раз превышающая скорость звука. Судя по всему, речь шла о гиперзвуковой ракете AGM-183A. США, отставая в гиперзвуковых разработках от России и Китая, начали ускоренное развитие своих программ. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Разработка

Первый проект по созданию гиперзвуковой ракеты называется «Оружие быстрого реагирования воздушного базирования» — ARRW. В рамках него с 2017 года разрабатывается ракета AGM-183A. Однако, видя успехи Китая и России в разработке гиперзвуковых вооружений, в мае 2018 года было принято решение ускорить разработку гиперзвуковой ракеты. Вследствие этого 13 августа 2018 года ВВС США заключили с компанией Lockheed Martin Missiles and Fire Control контракт на сумму $480 млн на разработку прототипа гиперзвукового оружия, готового к серийному производству. В борьбе за контракт Lockheed обошла Boeing, Raytheon и Northrop Grumman.

«Мы собираемся действовать быстро и использовать лучшие технологии, чтобы наши самолеты как можно скорее обрели гиперзвуковые возможности», — сказала министр ВВС Хизер А. Уилсон.

Для ускорения развития данной программы ВВС использовали финансовые ресурсы, не требующие длительных бюрократических процедур. Второй проект ВВС по созданию прототипа гиперзвукового оружия назывался «Гиперзвуковым обычным ударным оружием» (HCSW). Контракт на его разработку на $928 млн также выиграла в апреле 2018 года Lockheed Martin.

ARRW и HCSW имели разные технические подходы. ARRW использовал уже имеющеюся техническую базу ВВС и Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA). Проект HCSW занимался поиском новейших технологий, которые еще не были использованы в ракетах воздушного базирования. Однако в феврале 2020 года проект HCSW был отменен из-за бюджетных ограничений. ВВС посчитали, что ARRW более рентабельна и перспективна; ее можно реализовать легче и быстрее. Кроме того, преимущества ARRW заключаются в меньшем размере, что позволит разместить ее во вдвое большем объеме на самолетах B-52. Меньший размер может также позволить разместить ее на самолетах F-15, если, конечно, ее размер не увеличится в процессе разработки.

По словам помощника министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Уилла Ропера, хотя обе программы продвигались хорошо, ранний выбор ARRW позволит ВВС подготовить промышленную базу для создания большого количества единиц оружия. Кроме того, это решение позволит на год раньше привлечь подрядчиков, а значит, ускорить создание ракеты. ВВС также заявили, что деньги, не использованные на HCSW, будут перенаправлены в ARRW — около $200 млн.

Платформы

Основным носителем AGM-183A будет бомбардировщик B-52H. Он сможет нести по две ARRW на каждом из двух подкрыльевых пилонов. Но ВВС США в качестве платформ для AGM-183 также рассматривают возможность использования бомбардировщиков B-1B, в этом случае каждый самолет сможет нести до 31 единицы вооружения, установленной на внутренние и внешние пилоны.

Конструкция 

Директор по стратегическим планам, программам и требованиям Глобального ударного командования ВВС, генерал-майор Эндрю Гебара в интервью журналу Air Force сообщил, что боеголовка гиперзвуковой планирующей ракеты AGM-183A будет лететь со средней скоростью от 6,5 до 8 Махов. При такой скорости потребуется всего 10–12 минут, чтобы поразить цель на расстоянии 1600 км. Это позволит носителю оставаться вне досягаемости систем ПВО, по крайней мере в большинстве случаев. Также известно, что ракета имеет заявленную точность в пределах 35 см. Для сравнения: управляемая бомба JDAM имеет точность в пределах 13 метров, а новая ракета класса «воздух-земля» JASSM — в пределах 3 метров.

Испытания

12 июня 2019 года на базе ВВС Эдвардс, Калифорния, ВВС США успешно провели первые летные испытания ракеты AGM-183A. Прототип ARRW, оснащенный только датчиками, во время испытаний был размещен на B-52. Он не был запущен и использовался только для сбора данных. В ходе испытаний были собраны данные о лобовых и вибрационных воздействиях на само оружие и на оборудование внешней подвески самолета. Этот тип сбора данных требуется для всех разрабатываемых систем вооружений ВВС.

Второе летное испытание ракеты было осуществлено в августе 2020 года. В ходе него с использованием специального оборудования был выполнен сбор тепловых, механических и цифровых данных ракеты. Ракета успешно передала данные телеметрии и GPS на наземные станции Point Mugu Sea Range. Тест также подтвердил интеграцию системы с B-52.

Что касается двигателя, то компания Aerojet Rocketdyne успешно завершила два огневых испытания двигателя, предназначенного для разгона гиперзвукового блока на начальном этапе полета. По заявлению компании, двигатели были испытаны при экстремальных температурах, чтобы убедиться, что они будут работать должным образом во всех диапазонах ожидаемых условий эксплуатации. Дополнительные наземные и летные испытания еще будут выполняться в течение ближайших двух лет.

Гиперзвуковой блок Tactical Boost Glide (TBG)

Ракета ARRW будет оснащаться гиперзвуковым блоком TBG, разработкой которого занимаются две компании. В 2016 году DARPA заключила с Lockheed Martin контракт на сумму $147,3 млн; Raytheon в 2015 году получил контракт на разработку концепции TBG на сумму $20,5 млн, а в 2019 году — еще на $63,3 млн.

Блок имеет клиновидную форму, как наконечник стрелы, и, сообщается, имеет очень высокое отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению. Второй проект HCSW имел конструкцию планера конической формы, которая считается менее рискованной, но и с меньшими возможностями по маневренности и дальности полета, чем планер клиновидного типа. Оба типа используют одну и ту же базовую концепцию: ракета-носитель разгоняет их до оптимальной скорости и высоты, после чего они направляются по относительно ровной траектории к своим целям на гиперскоростях.

Развитие

Компания Lockheed Martin 2 декабря 2019 года заключила дополнительный контракт на продолжение работ по гиперзвуку на сумму более $988,8 млн, по которому к концу 2022 года ARRW должна достичь готовности к серийному производству. К этому времени планируется создать восемь ракет: четыре для проведения летных испытаний и четыре запасных.

Однако программа уже отстает от графика. Расходы выросли почти на 40%, Счетная палата правительства считает, что возможны дальнейшие задержки. Гиперзвуковой блок TBG, скорее всего, будет готов только спустя год после ракеты, в 2023-м.

Задержки с блоком сказываются и на самой ракете. Первые запуски опытных образцов AGM-183A должны были состояться в октябре 2021 года, но из-за задержек в проектировании третье и четвертое летные испытания теперь запланированы на один и тот же месяц — май 2022 года, что не дает возможности скорректировать возможные проблемы по итогам третьих испытаний. Кроме того, все еще проводится анализ двух критически важных технологий для улучшения материалов ракеты, которые позволят ей выдерживать экстремальные температуры на гиперзвуковых скоростях. Определенности с ними пока нет. Таким образом, несмотря на оптимизацию расходов, существенно увеличить сроки создания гиперзвуковой ракеты не получается.

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья