Еще недавно основной угрозой традиционной банковской системе во всем мире считались множащиеся на финансовом рынке прорывные финтех-стартапы, значительно упрощающие рутинное управление финансами частным и корпоративным пользователям. Однако теперь ситуация меняется. Значительно большей угрозой для финансовых корпораций и банков обещают стать крупные технологические компании, такие как Facebook, Amazon и Google. К такому выводу пришли аналитики Всемирного экономического форума (ВЭФ) совместно с экспертами аудиторской компании Deloitte.
Как утверждают авторы аналитического доклада «За пределами финтеха: прагматическая оценка разрушительного потенциала на рынке финансовых услуг», надвигающийся конфликт финансовых институтов и крупных технологических корпораций неминуемо приведет к непростому выбору для традиционных игроков: либо становиться зависимым от техногигантов, либо остаться навсегда позади.
Стартап сделал свое дело
Самому явлению финансово-технологических стартапов авторами аналитического доклада дается довольно неоднозначная оценка. С одной стороны, внимание со стороны рынка к последним, безусловно, не было ни искусственным, ни, тем более, переоцененным. В частности, отмечают авторы из ВЭФ, стартапы оказали на финансовый рынок крайне значимое влияние, причем как в отношении направления его будущего развития, так и в плане уровня клиентского сервиса.
«Финтех-стартапы определили направление, форму и темпы инноваций практически во всех подсекторах финансовых услуг, в том числе принципиально изменив ожидания клиентов в секторе», — говорится в отчете ВЭФ.
По сути, с помощью новых технологических решений финтех-стартапы начали менять представления потребителей о рынке финансовых услуг.
«Благодаря таким инновациям, как, к примеру, быстрое одобрение займов, финтех-стартапы показали, что уровень обслуживания клиентов, заданный технологическими корпорациями, может прийти и в сектор финансовых услуг», — говорится в исследовании.
Однако завоевать внимание массового пользователя, как, впрочем, и заставить последнего отказаться от услуг традиционных игроков финрынка, стартапам все же не удалось.
«Желание клиента отказаться от услуг присутствующих на рынке структур было переоценено, к тому же затраты на привлечение клиентов оказались слишком велики, а сами по себе инновации не выглядели достаточными, чтобы гарантировать переход к новому поставщику», — говорится в исследовании.
В результате, хотя финтех-стартапы и боролись за создание принципиально новой экосистемы рынка финансовых услуг, больших успехов удалось добиться в совершенствовании уже существующей традиционной инфраструктуры, а банки и финансовые учреждения смогли адаптироваться к новым требованиям времени.
Новая угроза
Если конкуренции финтех-стартапов с банками на рынке не случилось, это не означает, что традиционная финансовая система не столкнется с глобальными вызовами в будущем. Как отмечают в ВЭФ, все большую востребованность сегодня получают решения в области искусственного интеллекта, Big Data, облачных технологий, а их удачнее получается развивать и внедрять у крупных технологических компаний. Последние как раз и обещают стать новой угрозой для традиционного банковского сектора.
«Для традиционных банков технологические гиганты представляют угрозу в силу автоматизации и нарастающего использования технологий, включая искусственный интеллект, в финансовой сфере, а также из-за постепенного исчезновения каких-то специфических технологических отличий банков», — согласен с выводами ВЭФ партнер Gromanz Евгений Торкановский.
Сегодня технологические гиганты уже создали и успешно развивают собственные системы оплаты услуг, формируют принципиально новую экосистему, по сути, параллельную традиционному банкингу. В Китае Alipay и Tencent — технологические компании, не банки — контролируют весь рынок мобильных платежей с ежегодным объемом в $5,5 трлн, напоминает эксперт.
Фактически сейчас происходит процесс объединения потребляемых клиентами услуг в рамках одного канала, и место последнего готовы занять технологические корпорации, уточняет Юрий Скоркин, начальник управления инвестиционных стратегий «БКС Брокер».
«С ускорением темпа жизни у клиента все меньше времени на приобретение товара, услуги, и это отлично понимают в гигантах типа Google, Amazon, Facebook. Перед ними в том числе стоит задача предоставить клиенту полный цикл не только финансовых услуг, но и предложить на основании запросов, чекинов в социальных сетях, посещений заправок или магазинов специальную скидку. Компании во всех сферах превращаются в конгломераты, оказывающие услуги полного цикла, включая услуги финансовые», — говорит Скоркин.
Клиентская база и гибкость в решениях
Угроза со стороны технологических корпораций не ограничивается лишь их возможностями по развитию новых трендов рынка. Во многих случаях корпорации попросту приобретают небольшие стартап-команды из сферы финтеха, чтобы затем использовать их решения уже на глобальном уровне.
«Гиганты типа Google могут легко купить любой финтех-стартап и продвинуть его на ведущие позиции именно благодаря своим технологиям дистрибуции, взаимодействия с потребителями, обработки данных. Поэтому банки опасаются таких компаний как конкурентов», — полагает Евгений Торкановский.
Сами по себе финтех-стартапы не представляют угрозу для банков, ведь у них нет ресурсов и доступа к клиентской базе, чтобы конкурировать с банками, согласен Мурад Салихов, председатель наблюдательного совета АО «Банк Воронеж». А вот у Facebook, Google и Amazon — почти безграничные возможности по работе со своими пользователями, и фактически все пользователи в этом случае являются потенциальными потребителями финансовых услуг корпораций.
«Кроме того, технологическим гигантам проще реализовать различные инструменты и внедрить технологии, в том числе по электронным платежам, интеграции с сервисами и т.п. Банкам для этого приходится проходить больше итераций», — говорит Мурад Салихов.
А что в России?
Стоит ли опасаться конкуренции со стороны технологических гигантов российским банкам? Казалось бы, угроза и правда существует, а о том, что именно с Google предстоит конкурировать в будущем тому же «Сбербанку», говорил еще в 2014 году Герман Греф. Однако, хотя угроза для банков со стороны технологических компаний в России и велика (прежде всего, из-за высокого уровня потребительского доверия), ее вполне компенсирует низкий уровень проникновения банковских услуг в стране, не говоря уже о финтех-услугах.
«Несмотря на увлечение отдельными технологиями, например, опыты с квантовыми сетями «Газпромбанка» или с искусственным интеллектом в «Сбербанке», Россия в силу объективных причин обладает низким уровнем проникновения банковских услуг и низкой финансовой культурой основной части населения», — уточняет Евгений Торкановский.
Несмотря на то, что российские потребители успешно принимают и пользуются технологичными новинками на финансовом рынке, на текущем этапе российские банки не видят угрозы с этой стороны, согласен Мурад Салихов. Хотя технологии распространяются очень быстро, и уже через несколько лет ситуация может измениться настолько, что банки будут лихорадочно искать пути решения проблемы, признает он.
Пока же в России скорее наблюдается так называемая финансовая регионализация, обусловленная различиями в регулировании, технологическом развитии, а также потребительскими характеристиками и предпочтениями российских пользователей. Кстати, именно особенности регулирования финансовой сферы могут оказаться в итоге выигрышными для отечественных банков в условиях угрозы со стороны технокорпораций.
«В России, несмотря на успехи Yandex, Лаборатории Касперского и ВКонтакте, все-таки нет технологических гигантов, реально готовых бороться с банками на их поле. Основная угроза идет с Запада, а здесь уже преобладают соображения национальной безопасности, — полагает Евгений Торкановский. — Политика ЦБ, направленная на контролируемое укрупнение банков и зачистку рынка, консервативна и не ориентирована на технологические прорывы. Очевидно, что регулятор будет поддерживать традиционные банки, поскольку не очень понимает, как регулировать технологические компании на финансовом рынке».
А вот технологически продвинутые пользователи из России будут все больше отдавать предпочтение западным технологическим компаниям, отмечает эксперт, ведь регулятор пока занимается лишь счетами россиян, открытыми в иностранных банках, хотя количество российских пользователей в PayPal, Amazon и Alipay велико и будет продолжать расти.
Автор: Ольга Блинова