ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы, Технологии

Технологии за рулем

Во многих странах мира личный автомобиль является если не основным способом передвижения, то, по крайней мере, очень распространенным явлением. Благодаря развитию технологий автомашины прошли длинный путь от первых простых моделей до современных комфортабельных и экономичных машин. Сегодня автомобильные инновации можно разделить на две категории. Во-первых, это технологии «под капотом», предлагающие нам, например, новые типы электро- и гибридных двигателей. Во-вторых, это технологии «в салоне машины», улучшающие наше восприятие проводимого времени внутри авто и позволяющие, например, бронировать столик в ресторане, не отвлекаясь от вождения. В данной статье предлагается обзор новейших технологических решений, которые уже можно или скоро можно будет ощутить на сидении автомобиля, даже если вы совершенно не разбираетесь в том, что находится под капотом машины.

Технологии за рулем: израильские автоинновации
Художник: Юрий Аратовский

Системы помощи водителю

Прежде всего речь идет о повышении безопасности вождения автомобиля и системах помощи водителю (англ. ADAS — Advanced Driver-Assistance Systems). Данные системы предназначены для помощи человеку в управлении автомобилем, автоматизации некоторых элементов вождения и предотвращения опасных ситуаций на дорогах. Например, системы ADAS способны заранее предупреждать нас о схождении автомобиля с полосы, следить за нашим уровнем усталости или даже проецировать важную информацию о состоянии автомашины, такую как показания спидометра или тахометра, прямо на лобовое стекло.

Большинство систем помощи водителю состоит из трех условных частей: датчиков, процессора и системы оповещения водителя. Одними из основных факторов, ограничивающими применение ADAS, являются получение бортовым компьютером автомобиля своевременных и точных данных о состоянии на дороге, а также предоставление необходимой информации водителю в удобном формате с минимальной потерей внимания. Сегодня системы помощи водителю являются одним из наиболее быстро растущих сегментов автомобильной электронной промышленности именно благодаря разработкам в области ИКТ, предлагающим решения вышеуказанных проблем.

Технологии за рулем: израильские автоинновации
Фото: TriEye

Например, израильский стартап TriEye при поддержке Porsche и Intel разработал новую коротковолновую инфракрасную камеру для систем ADAS на базе технологии CMOS (комплементарная структура металл-оксид-полупроводник), способную эффективно распознавать образы в условиях плохой видимости. По оценкам TriEye, 21% автоаварий в США происходит из-за плохих погодных условий. В отличие от имеющихся сходных решений для авиации и оборонной промышленности, технология компании TriEye многократно дешевле и предназначена для массового пользователя. Ожидается, что новые камеры появятся на рынке в 2020 году.

HUD-дисплеи

Интересным примером технологий помощи водителю являются технологии индикаторов на лобовом стекле (HUD — Head-Up Display), которые выводят информацию в цифровом виде на лобовое стекло в зоне видимости водителя, что позволяет не переключать внимание с дороги на приборную панель. В отличие от первых HUD-систем, разработанных еще в 1980-х годах, современные системы начинают внедрять трехмерные изображения и голографические проекции для помощи водителям. Так, компания Bosch разработала технологию 3D-дисплеев, способных выводить на передний план более важную информацию, что позволяет сделать панель приборов компактнее без ущерба для читаемости. А российский стартап WayRay разработал голографическую систему для автомобилей, способную собирать и проецировать важную информацию для водителя прямо на лобовое стекло, причем управлять устройством можно с помощью жестов.

Технологии за рулем: израильские автоинновации
Фото: WayRay

Платежные сервисы

Вторым популярным сегодня направлением является интегрирование платежных систем в электронику автомобиля. Развитие банковских и платежных технологий и систем передачи данных позволяет, находясь за рулем, совершать множество действий, выходящих за рамки автомобиля. Например, Chevrolet совместно с Shell представили сервис оплаты топлива посредством приборной панели авто. Сервис также позволяет искать свободные парковочные места, заказывать продукты в магазинах, бронировать столики в ресторанах и гостиничные номера. Сходные решения представили также компании Honda и Fiat Chrysler. Кроме того, развитие технологий в области интернета вещей (англ. IoT — Internet of Things) в будущем позволит упростить процедуру техобслуживания и автоматизировать платежи за ремонт. Компания Samsung представила платформу, с помощью которой из салона автомобиля можно будет управлять смарт-устройствами дома, например системой домашней сигнализации.

Развлечения для пассажиров

Наконец, популярным направлением стали технологии для развлечения пассажиров во время поездки в автомобиле. Гиганты IT-индустрии уже борются за внедрение своих разработок в качестве встроенных голосовых помощников в авто, заключая контракты с автопроизводителями. Компания Jaguar Land Rover разрабатывает трехмерные дисплеи, которые в будущем можно будет использовать для просмотра 3D-фильмов в персонализированном режиме за счет встроенной технологии отслеживания движения головы и глаз. Автопроизводитель Honda в сотрудничестве со стартапом ConnectedTravel предложил комплексную мультимедийную систему Dream Drive на базе облачных технологий. Система представляет собой два набора приложений — для водителя и для пассажиров, — объединенных в рамках салона автомобиля. Водительская сторона системы предоставляет возможность совершать оплату различных покупок и сервисов за рулем автомобиля, но при этом использует технологии голосового управления для снижения рисков вождения. Пассажирская сторона, напротив, больше сосредоточена на визуальной составляющей и представляет возможность смотреть фильмы, читать комиксы и играть в игры в дополненной реальности. Для дальнейшего развития функционала платформы Honda заключила соглашения с сервисами развлечений и крупнейшими ритейл-сетями.

Технологии за рулем: израильские автоинновации
Фото: hondanews.com

Подводя итоги, можно сказать, что современные автомобильные технологии стремятся, с одной стороны, сделать пребывание в автомобиле максимально безопасным, а с другой стороны — максимально продуктивным и комфортным. Главной особенностью современного автотеха является широкое применение ИКТ. Системы помощи водителю способны взять на себя все больше элементов управления автомашиной и помогать водителю реагировать на экстремальные ситуации во многом благодаря развитию сенсорных систем, интернет-технологиям и системам обмена данными. Проекционные системы и 3D-дисплеи смогут не только передавать информацию водителю в более удобном виде, но и обеспечить пассажиров персонализированными развлечениями на время поездки. Активная интеграция платежных систем с голосовым контролем позволяет водителям и пассажирам более эффективно тратить свое время в дороге. И хотя многие из этих технологий еще находятся на ранней стадии развития, борьба между лидерами IT-рынков за время и внимание пользователей авто уже началась.

Автор: Антон Бизяев

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья