ENG

Перейти в Дзен
Стартапы

Торговля звуком

В последние 10 лет музыка стойко обосновалась в интернете. Все большую популярность приобретают стриминговые сервисы, в 2019 году число их подписчиков в мире достигло 358 миллионов. Елена Шагиева, коммерческий директор российского музыкального стримингового сервиса «Звук», рассказала, как участники интернет-холдинга создали музыкальный сервис, основанный на подборках и тесно сотрудничающий с мобильными операторами.

Смысл и удовольствие

Елена Шагиева — дизайнер по образованию. В 2013 году устроилась иллюстратором в интернет-холдинг Dream Industries, затем стала промодизайнером. Через два года стала руководителем отдела спецпроектов сервиса «Звук», еще через год возглавила отдел маркетинга.

«“Звук” начинался с громкой идеи, что музыку можно слушать легально. В те времена это была супероригинальная мысль, так как у людей вообще не было понимания, что за музыку нужно платить. Начинали по модели цифрового магазина, как iTunes, продавали отдельные альбомы. Стриминг всего был бесплатным, — рассказывает Елена. — Стриминговый сервис “Звук” в формате веб-сайта был создан в 2010 году. Проект был запущен на месте выкупленного у владельцев пиратского сайта Recordings с большой аудиторией тех, кто уже слушал музыку онлайн. Нам прежде всего хотелось создавать ресурс, который будет наполнять смыслом и удовольствием жизнь людей».

Поначалу сервис был рассчитан на московскую аудиторию, затем был распространен на всю Россию и страны СНГ. Постепенно набралась команда из 50 человек: мобильные и веб-разработчики, тестировщики, проектный офис, аналитики, пиарщики, работающие в офисе в Москве. В штат вошли и музыкальные редакторы из других городов России и стран СНГ (Украина, Азербайджан и другие).

«Мы ориентированы прежде всего на массовую аудиторию, не навязываем мнение о музыке, — объясняет Елена. — Понимаем, что аудитория делится на 5% меломанов, для кого музыка — хобби, и 95% казуальных слушателей, для которых главное просто включить что-нибудь как фон. Поэтому мы стараемся переложить музыку из непонятных жанров, релизов, аранжировок в понятные подборки. Делаем подборки для разных занятий, настроений и ситуаций. Опираемся не только на музыкальные предпочтения слушателей, но и на их поведение, настроение».

Плейлисты — основная форма организации музыки в стриминговом сервисе «Звук». Их составляют редакторы: одни работают с российской витриной, другие — с витринами стран СНГ. Большую часть музыки в «Звуке» получают от правообладателей Sony, Universal, Warner и других.

Другая особенность «Звука» — сотрудничество с 11 мобильными операторами («Теле2», «МегаФон», «Билайн», «Киевстар» и другие) с целью снижать цену на подписку и давать подписчикам возможность оплачивать услугу с телефона, потому что привязка карт к приложениям в России и странах СНГ не очень популярна. А вводить каждый раз данные карты не очень удобно.

Подписка стоит 169 рублей при покупке в приложении и 7–10 рублей в день, если подписываться через мобильного оператора. Выручкой от подписки сервис делится с правообладателями музыки — Universal Music Group, Sony Music и другими лейблами.

Звучит всегда, звучит везде

Сейчас стриминговый сервис «Звук» включает в себя музыку практически всех жанров: поп, рок, шансон, рэп, классическую музыку, саундтреки из фильмов и многое другое, хотя лидирует все же поп-музыка. Сервис существует в виде сайта и мобильного приложения для Android и iOS. На сайте можно бесплатно слушать музыку (из плейлистов и находить в поиске), получать рекомендации, создавать свои плейлисты и делиться музыкой в соцсетях «ВКонтакте» и Facebook.

В мобильном приложении есть такой же режим, как на сайте, работающий по платной подписке, с ней можно слушать музыку без интернета (скачивать композиции в приложение), без ограничений и рекламы, настраивать, сколько места в устройстве займет скачанная музыка. Всего в «Звуке» доступно 40 миллионов треков, он работает в 14 странах.

Подборки в сервисе делятся на три раздела. «Хиты и чарты» включает в себя 100 самых популярных в данный период песен на разных радио, популярных исполнителей и их альбомы, чарты по жанрам, подборки известных песен по годам, актуальные тематические подборки: «Песни Евровидения» (по разным годам), «Клипы: в тренде» и многие другие. Раздел «Новая музыка» состоит из новинок, появившихся в последнюю неделю. В разделе «Жанры и настроения» собраны подборки мелодий для разных ситуаций в жизни: для дискотеки, для сна, для прогулки, для отдыха дома, приготовления ужина, пробежки. Также в сервисе есть последние релизы, хит-парады недели, рекомендации, плейлисты звезд и известных блогеров.

Вирусные изменения

Когда началась пандемия коронавируса и концерты были отменены, команда «Звука» попробовала заняться организацией онлайн-концертов. Для этого пришлось связываться напрямую с артистами и их менеджерами. Удалось провести 5 концертов: для «Звука» согласились выступить Фогель, Гречка, Алена Швец, «Нервы», Митя Фомин. Выступления разместили в профилях артистов в соцсетях и тем самым привлекли десятки тысяч новых пользователей.

«Эксперимент в целом удался, но не уверена, что мы будем продолжать организовывать концерты, — делится Елена Шагиева. — Мы продаем подписки и провели концерты, чтобы найти новых подписчиков. А для организации концертов нужно много ресурсов. Не знаем, будем ли к этому возвращаться, посмотрим после карантина. Наша офлайн-работа охватила аудиторию в более чем 3 миллиона человек, эксперимент был интересный, но все же мы сфокусированы именно на стриминге и продаже подписок».

В связи с карантином аналитики «Звука» провели исследование, как изменение образа жизни сказалось на музыкальных предпочтениях подписчиков, и в соответствии с этим стали дорабатывать подборки. Например, снизилась популярность плейлиста «Вечеринка», но очень выросло число прослушивания подборок «Останьтесь дома», «Работа», плейлистов для медитации и спортивных тренировок.

Соответственно, «Звук» стал добавлять больше ритмичных треков для работы и тренировок и больше расслабляющих для отдыха дома (обычно в стилях ambient и downtempo). Также выросла популярность подборок для детей (у родителей выросла потребность занять детей, чтобы они не мешали работать), поэтому в «Звуке» появился отдельный детский раздел, где собраны колыбельные, детские песни, песни из мультфильмов и аудиосказки, каждый жанр отдельной подборкой.

Этой весной сервис запустил функцию «Сторис» — новости и интересные факты из мира музыки. Посты живут от суток до трех недель. Работают в мобильном приложении, находятся в верхней части экрана на главной странице. Пока представляют собой картинки с текстом, в дальнейшем разработчики обещают создавать гифки, видео, опросы, формы для голосования. Запуску «Сторис» предшествовал эксперимент с выходом отдельных треков и плейлистов. Трек вне тематической подборки, просто в альбоме исполнителя, получал в 3 раза меньше прослушиваний, поэтому аналитики «Звука» сделали вывод, что музыка интересна слушателям не столько сама по себе, сколько в контексте музыкальных или мировых новостей, настроения или занятий самих пользователей.

«Сторис» снабжены кнопками, которые ведут на сайты с соответствующей информацией или в другие части приложения. Например, прочитав интересные факты о том или ином альбоме исполнителя, можно перейти непосредственно к альбому. «Сторис» предшествовали «печеньки» — карусель из популярных плейлистов в приложении. Эта фича до сих пор есть в разделе «Новая музыка», но «Сторис» стали популярнее. Новый сервис был создан за месяц, в результате количество пользователей, слушающих музыку, после перехода через «Сторис» увеличилось на 8%, добавляющих треки в свою коллекцию — на 10%, и время просмотра самих «Сторис» в среднем на 11% больше, чем время просмотра карусели плейлистов.

Другое нововведение «Звука» — выкладываются переводы текстов с английского на русский.

Выход на круглосуточное присутствие в ухе

Основной канал для продвижения компании — мобильные операторы. Также сервис проводит совместные акции с различными брендами — создает брендированные плейлисты: например, «Для роковых девушек от “Ив Сен-Лоран”». Сотрудничает «Звук» и с магазинами электроники — «Эльдорадо», «М.Видео»: при покупке мобильных устройств, компьютеров покупателям дается информация о сервисе.

В дальнейшем «Звук» планирует выходить за пределы музыки и расширять свой каталог подкастами, аудиокнигами, чтением новостей на разные темы (создавать тематические подборки и читать будет робот). Также специалисты работают над улучшением рекомендательной системы.

«Мы хотим выходить на круглосуточное присутствие в ухе человека, — рассказывает Елена Шагиева. — Хотим быть не только в телефонах, но и в любых устройствах. Не исключаем в 2020 году создания собственного лейбла. А в целом наша миссия — толкать рынок музыки вперед и при этом оплачивать труд правообладателей и артистов».

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья