ENG

Перейти в Дзен
Финансы

Траектория банка без отделений

Подводя итоги года, хотелось бы поговорить о финансовой структуре, которую смело можно объявлять важнейшим проектом не года, а десятилетия — о «Тинькофф Банке». Впрочем, назвать его «банком года» правильно даже формально, поскольку это звание банку присвоил международный журнал The Banker (входит в группу Financial Times), и заметим, журнал сделал это в третий раз (ранее — в 2013 и 2017 гг.). Кроме того, в 2021 году с «Тинькофф Банком» было связано еще два важных события. 

Логотип Тинькофф Банка. Екатерина Лызлова / РИА Новости
Логотип Тинькофф Банка. Екатерина Лызлова / РИА Новости

От монолайнера к экосистеме

Во-первых, основатель банка Олег Тиньков, еще в прошлом году из-за проблем со здоровьем покинувший пост председателя совета директоров, в этом году, чудом избежав страшных опасностей, которые грозили ему, с одной стороны, из-за претензий американской налоговой службы, и совсем с другой стороны — из-за онкологического заболевания, объявил, что не хочет больше строить никакой бизнес и просит считать его вышедшим на пенсию.

Банк это, впрочем, не остановило: следуя трендам последнего времени, тот продолжил строить свою экосистему, что выразилось, в частности, в покупке компании «Джаст лук» — разработчика финтех-сервиса для автоматизации расчетов и взаимодействия с внештатными исполнителями Jump.Finance. Также в этом году «Тинькофф» приобрел приложение «Кошелек» от компании ООО «Бесконтакт», предназначенное для хранения данных банковских и скидочных карт.

Как известно, чемпионом России по строительству экосистем является Сбербанк, но и тут «Тинькофф» пытается идти в кильватере: сегодня в его экосиcтему входят, помимо традиционных банковских услуг, платформы для малого и среднего бизнеса, услуги по страхованию и инвестициям, а также мобильная связь и сервисы покупки товаров, услуг и билетов.

«“Тинькофф” — это еще и уникальный стиль управления, и это я знаю не понаслышке, — рассказывает сооснователь и генеральный директор платежного сервиса CloudPayments, советник заместителя председателя правления “Тинькофф” Дмитрий Спиридонов, — дело в том, что 12 октября 2017 года платежный сервис CloudPayments стал частью группы “Тинькофф” (на 55%). На сегодняшний день 95% сервиса принадлежит группе “Тинькофф”, 5% — мне. И когда мы только планировали это слияние, многие меня предостерегали, что, став частью группы, я могу потерять свободу принятия решений, что мне будут говорить, что и как я должен делать. Но этого не произошло. Более того, с этой сделкой я еще и приобрел: больше возможностей, больше коллег и больше целей».

Если оглянуться на много лет назад, можно вспомнить, что банк изначально стартовал как монолайнер и долго позиционировал себя исключительно как монопродуктовый сервис. Однако он постепенно запускал продукты один за другим, переходя от кредитных карт к депозитам, а от депозитов — к более развитым платёжным услугам. Сейчас он представляет универсальный банк, внесённый Центробанком в список системно значимых банков.

«Успех стратегии запуска одного продукта за другим во многом связан с подходом к такому запуску и использованию концепции MVP, — констатирует основатель финтех-платформы TalkBank Михаил Попов, — это минимальные продукты, которые, как правило, собираются на чужих лицензиях. То есть работа осуществляется на базе партнёра, с которым обрабатывается сама модель и ценность для клиентов, оттачиваются острые углы и формируется эффективная и прибыльная бизнес-модель. После нахождения такой модели и выяснения всех подводных камней банк перезапускает продукт, но уже под собственной лицензией, зачастую с командой специалистов того же партнёра. Таким образом он формирует необходимую компетенцию и экспертизу, зачастую правильно промоутируя продукт на клиентскую аудиторию. Этот метод успешно показал себя как в инвестициях, так и в ипотечном направлении. Такая же модель присутствует и в других сегментах, например в агрегаторах такси и таксопарках, когда агрегатор, изначально обслуживающий таксопарк, создал собственный сервис и стал выдавливать посредников, обслуживая таксопарки напрямую». 

По мнению эксперта, и в дальнейшем в новых сервисах «Тинькофф» часто будет придерживаться данного подхода.

Верх и вниз по рейтингам

Но это все подробности, а самое удивительное, конечно, то, каким-то образом, не имея ни одного отделения, ни поддержки государства, банк фактически стал соперником Сбербанка в сфере личных расчетов и карточных продуктов. Эта фишка — ни одного физического отделения — позволяет экспертам называть «Тинькофф» самым большим интернет-банком мира. Поэтому, говоря об успехах «Тинькофф Банка», Михаил Попов обращает внимание на своевременность запуска банка как цифрового института.

«В то время большинство банков сильно сомневались в успехе такой модели и были уверены, что ни клиенты, ни регуляция не согласятся на банковские сделки, заключённые за пределами банковских отделений, — отмечает Михаил Попов, — однако жизнь расставила все на свои места, и мы видим, что никому из клиентов сами отделения не нужны. Им нужны услуги в максимально в цифровом формате, даже без необходимости подписания бумажных документов. Все это уходит в прошлое, и регуляция тоже движется в сторону цифровизации». 

Исследование Deloitte в конце 2020 года, в котором отвечали на вопрос, услугами каких банков вы воспользовались за последние 30 дней, показало: на первом месте оказался Сбербанк с долей клиентов в 87,1%, на втором — ВТБ (23,4%), на третьем — «Тинькофф Банк» (19,2% респондентов). В декабрьском рейтинге наиболее востребованных в расчетах банковских карт от компании «Робокасса» «Тинькофф» даже занимает второе место — хотя и с огромным отрывом от Сбербанка (на Сбербанк приходится 77% расчетов, на «Тинькофф» — 5%).

Впрочем, были и неудачи: еще в 2020 году мобильный банк «Тинькофф» был признан лучшим среди российских банковских приложений в рейтинге Mobile Banking Rank 2020 аналитического агентства Markswebb, однако в нынешнем году «Тинькофф» впервые уступил в рейтинге первое место Альфа-Банку.

Еще одной неудачей можно считать проигрыш в суде против мобильного оператора «Мегафон»: 16 декабря Арбитражный суд Москвы отклонил иск «Тинькофф Банка», требовавшего взыскать с «Мегафона» 677 миллионов рублей за повышение цен на рассылки sms-уведомлений.

Впрочем, несмотря на неудачи, «Тинькофф» продолжает демонстрировать очень хорошую прибыльность (что и стало одной из причин присвоения ему звания «Банк года»). Чистая прибыль TCS Group, в которую входят банк, страховая, мобильный оператор и брокер под брендом «Тинькофф», в первом полугодии выросла на 57% и составила 30,3 млрд рублей, в результате чего «Тинькофф» обогнал крупнейшие банки по рентабельности капитала: по итогам полугодия группа увеличила этот показатель до 45%, в то время как у «Сбера» он составляет 25%, у ВТБ и «Открытия» ― 19%.

Уже в прошлом году прибыль группы была названа рекордной: по итогам 2020-го чистая прибыль TCS Group увеличилась на 22%, до 44,2 млрд рублей. В этом году чистая прибыль, по прогнозам «Тинькофф», вероятно, вырастет до 60 млрд. Согласно рейтингам «Банки.ру», «Тинькофф Банк», находясь на 15‑м месте среди российских банков по активам, занимает  8‑е место по чистой прибыли.

«Безусловно, успех “Тинькофф Банка” складывается из нескольких составляющих, — говорит Дмитрий Спиридонов, — во-первых, это влияние основателя банка Олега Юрьевича Тинькова с его смелостью в бизнесе, напором и перфекционизмом при создании продуктов. Такой подход определил ДНК компании, сотрудники которой даже после решения Тинькова покинуть пост председателя совета директоров работают на результат, не боятся принимать непростые решения, придумывать что-то новое. Во-вторых, “Тинькофф Банк” первым сделал ставку на удаленное банковское обслуживание, на новый формат цифрового банка и тем предопределил в некоторой степени развитие банковской отрасли в России. В-третьих, секрет успеха банка кроется в отношении к продукту: в том, чтобы не подстраиваться под рынок, а делать привычные услуги максимально удобными и интуитивно понятными пользователям». 

Не возражая в принципе против этих объяснений, стоит заметить, что если ДНК бизнесу действительно заложил Олег Тиньков (а не, скажем, его неизменный соратник Оливер Хьюз), то отход Олега Тинькова от активного руководства банком следует считать плохой новостью.

Глядя в будущее

Прогнозируя будущее экосистемы, Михаил Попов предполагает, что после запуска Private Banking, который, по сути, объединяет все ранее созданные продукты, но на более масштабном уровне, банк двинется в сторону развития корпоративного и инвестиционно-корпоративного сектора, так как это связанные с ним услуги.

«Стартуя с Private Banking и предлагая инновационные продукты, структурированные другими компаниями, банк, разобравшись в этих моделях и в клиентских паттернах, захочет максимизировать свою прибыль в этом направлении. Он начнёт структурировать ценные бумаги уже самостоятельно, предлагая эмитентам ценных бумаг как выход на биржу, так и выпуск долговых бумаг. В итоге он выйдет на обслуживание крупных корпораций, где долгое время были только Сбербанк и ВТБ, и их позиции казались незыблемыми. Мне кажется, что в ближайшие 2–3 года “Тинькофф” выйдет на этот рынок и создаст серьёзную конкуренцию для абсолютных лидеров российского банкинга. Это будет поддержано и синергетическим эффектом, так как у “Тинькофф Банка” уже хорошо развивается РКО для малого и среднего бизнеса, сопутствующие продукты и различные финтех-сервисы для бизнеса», — уверен эксперт.

В итоге рано или поздно банк будет вынужден зайти на оставшиеся непокрытыми его услугами части рынка, например обслуживание крупных корпораций со всеми вытекающими последствиями для тех банков, которые там уже присутствуют.

За счёт этого он будет наращивать свою капитализацию, которая, конечно, сильно выше, если смотреть на мультипликаторы других игроков рынка. Это отражает ожидания инвесторов: последующий рост выручки и прибыли компании, которую будет невозможно поддерживать, не выходя на новый сегмент.

«Тинькофф» также будет стараться хеджировать свои национальные риски в России, укрепляя позиции на других рынках, в частности на Филиппинах, куда он вышел под своим брендом, и в Европе, где участвует его дочерняя структура Vivid Money, которая также занимается банковской деятельностью. Скорее всего, в ближайшее время либо банк, либо его аффилированные структуры назовут ещё несколько рынков своего присутствия для увеличения спроса на акции и роста капитализации компании.

Автор: Константин Фрумкин

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья