Бизнес-школа — это образовательное учреждение, которое предоставляет образование в области управления бизнесом, развивает профессиональные навыки в менеджменте, финансах, маркетинге продаж, управлении проектами и других сферах. Обучение в бизнес-школе позволяет усилить так называемые мягкие навыки: креативность, эмоциональный интеллект, лидерство и другие. Базовым продуктом всех бизнес-школ являются программы MBA.
Есть несколько причин, по которым люди с деньгами и состоявшейся карьерой обращаются в бизнес-школы. Во-первых, в бизнес-школы обращаются собственники бизнеса, которые сильно погружены в операционку. Вся работа компании держится на них как на гвозде: они не могут уйти в отпуск, у них нет времени на личную жизнь, на выстраивание бизнес-стратегии и так далее. Им хочется повысить свои компетенции в управлении и отстроить систему, которая бы работала без них. В результате они смогут высвободить какое-то время из операционной деятельности, чтобы заняться, например, стратегией.
Во-вторых, в бизнес-школы приходят наёмные менеджеры, которые хотят вырасти по карьерной лестнице. По статистике, стоимость менеджера на рынке труда растет минимум на 30% после прохождения программы Executive MBA.
Третий запрос касается масштабирования бизнеса. Скажем, собственник упёрся в потолок и не знает, как дальше развивать компанию, куда двигаться. Он приходит в бизнес-школу, чтобы нарастить компетенции и, например, запустить какое-то новое направление или выйти на новый рынок.
Четвертый момент, ради которого состоятельные люди обращаются в бизнес-школу, — это нетворкинг. В группах MBA собираются люди, которые примерно равны по статусу жизненному опыту, масштабам бизнеса. Им интересно друг с другом. Многие становятся заказчиками друг для друга, подрядчиками либо просто приятелями.
Если говорить о трендах в бизнес-образовании, то первый тренд связан с поворотом России на Восток. Сейчас активно развивается сотрудничество с азиатскими регионами. При этом мало у кого есть опыт ведения бизнеса в Азии. Поэтому востребованы различные бизнес-миссии и образовательные программы по Китаю, Индии, Турции, ОАЭ и так далее.
Второй тренд — это рост количества запросов на корпоративное обучение. Российские компании, особенно крупные, инвестируют большие средства на обучение своих команд. Компании заказывают бизнес-школам разработку кастомизированных образовательных программ для своих сотрудников, платформенные решения для корпоративных университетов этих компаний, какие-то коробочные решения по разным скиллам (например, управление изменениями, ситуационное руководство или дизайн-мышление), бизнес-миссии, бизнес-симуляторы. Корпоративный сектор достаточно сильно растёт.
Третий тренд я бы назвал так: тренд на трансформацию людей. Люди всерьёз занялись «прокачкой» себя, и это увеличило спрос на повышение так называемых мягких навыков, включая лидерство, эмоциональный интеллект, креативность, улучшение когнитивных способностей и так далее. Эти занятия проходят в том числе вместе с коучами и психологами. Всё это сегодня является востребованными продуктами бизнес-школ.
С сожалением приходится констатировать, что отечественные школы бизнес-школы еще пока не достигли того успеха и популярности, какие сопутствуют западным школам. По разным оценкам, примерно 9% управленцев в России имеют степень MBA. На Западе эта цифра составляет порядка 60%. Поэтому потенциал роста у российских бизнес-школ большой.