ENG

Перейти в Дзен
Аналитика, Технологии

Треть компаний в России пасует перед кризисом

Готов ли российский бизнес к нештатным ситуациям и насколько они грозят компаниям потерей контроля над рабочими процессами? Способность к управлению рисками во многом зависит от информационных технологий — последние позволят устоять и в случае природных катаклизмов, и отразить атаку хакеров. В целом отечественные компании справиться с кризисами скорее готовы. По крайней мере, большинство из них показывают высокий уровень зрелости в области обеспечения непрерывности бизнеса (Business Continuity Management, BCM), выяснили аналитики CNews Analytics совместно с «Инфосистемы Джет» и Veritas. Вместе с тем ситуация неоднозначна — все еще очень много компаний регулярно сталкиваются с нештатными ситуациями, при этом последние нередко ведут к финансовым потерям, а защита остается лишь имиджем.

Не только ЦОД

Самыми подготовленными к отражению кризисов в России оказались телеком-компании — в 90% случаев у частников отрасли уже запущены и работают процессы ВСМ. Неплохо обеспечены с точки зрения непрерывности бизнес-процессов компании финансового сектора, а также авиатранспортной отрасли — более 70% компаний здесь внедрили процесс ВСМ. Кому действительно угрожают нештатные ситуации, так это промышленным предприятиям и компаниям ТЭК — здесь лишь у 40% игроков внедрены процессы BCM. В страховых компаниях, принявших участие в исследовании, ни одна компания не подтвердила наличие резервного ЦОД.

Как отмечают авторы исследования, в авиатранспорте в 100% случаев BCM позволил либо избежать потерь, либо снизить их до минимума. В телекоме и ритейле до 75% компаний отмечают, что BCM помог минимизировать потери.

В целом на российском рынке более чем у 70% работают резервные ЦОДы и внедрены планы непрерывности. Кроме того, 48% компаний процесс обеспечения непрерывности бизнеса позволил минимизировать финансовые потери при нештатных ситуациях.

«План непрерывности и резервный ЦОД сработают только в тандеме. Только резервный ЦОД — не гарантия от финансовых потерь. Всего 13% респондентов отметили, что не имеют ни того, ни другого», — отмечают авторы исследования «Непрерывность бизнеса в России — это не только про резервирование».

Не витают в облаках

Сложностью с точки зрения обеспечения непрерывности бизнес‑процессов у российских компаний остается недоверие к облачной инфраструктуре. Как уточняют авторы исследования, хотя более 70% компаний‑респондентов подтверждают использование облачных технологий, в большинстве случаев речь идет о частном «облаке». Особенно низкими темпами уровень доверия к публичным «облакам» растет у крупного бизнеса, в том числе инициативы тормозятся внутренними службами безопасности, особенно если речь идет о зарубежных провайдерах. К тому же для компаний финансового сектора, ТЭК и промышленности подобные закупки оказываются под вопросом из-за санкционных ограничений.

«Сказывается локальная специфика, политическая ситуация в регионе и общий более низкий средний уровень зрелости ИТ и готовности приятия новых технологий», — уверен Игорь Минаев, старший региональный менеджер Veritas, Россия и СНГ.

В результате только треть компаний, участвовавших в опросе, подтвердила готовность использовать «облачные» решения для обеспечения непрерывности бизнеса. Лидером стали компании из сферы ритейла, а вот телеком, ТЭК, авиатранспорт вообще не рассматривают «облака» как возможный вариант. Финансовые компании готовы внедрять «облачные» технологии лишь в 43% случаях.

Имидж и сумбур

Несмотря на то, что первые внедрения процесса BCM в российских компаниях начались в середине нулевых, говорится в исследовании, в России он носит имиджевый характер и не имеет полного влияния на бизнес‑процессы, в отличие от зарубежных стран.

«Когда происходит нештатная ситуация, начинается сумбур. Руководители структурных подразделений не знают, отправлять сотрудников домой или ждать, пока все утрясется», — делится оценкой руководитель отдела системного администрирования в департаменте ИТ‑аутсорсинга ALP Group Сергей Идиятов.

«Непрерывность бизнеса обеспечивает успешное функционирование компании, ее устойчивое существование на рынке, — согласен заместитель директора по науке и развитию компании ИВК Валерий Андреев. — Проблемы в бизнес-процессах влекут за собой перебои поступлений денежных средств, что в свою очередь сказывается на финансировании текущих разработок, на зарплатах, на репутации компании в глазах ключевых заказчиков и рынка в целом».

Неготовность компаний к поддержанию непрерывности бизнеса рискует обернуться крупными финансовыми потерями. Рандомные действия ИТ‑специалистов, которые не понимают конечных целей, нередко наносят компании больше вреда, чем пользы, считает эксперт, а сами активности могут обернуться 7-10 млн рублей ежедневных убытков.

«Восстановления самых критичных ИТ-сервисов — электронной почты, 1С, CRM, CLM и т.д.  — может занять 5-7 рабочих дней. Умножьте 7 на 10 — цифра убытков за неделю получится внушительной», — уточняет Сергей Идиятов.

Автор: Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья