ENG
Стартапы

Тротуары с подогревом избавят города от реагентов

Компания «Новопроект» красноярского предпринимателя Антона Гочачко в этом году запустила производство незамерзающей тротуарной плитки Clean road. Ноу-хау позволяет на порядок снизить затраты на уборку снега. «Инвест-Форсайт» узнал детали проекта.

Тротуар с подогревом 

В 2012 году Антон Гочачко ушел с 4-го курса Сибирского Аэрокосмического университета и стал делать незамерзающие крыши и крылечки для домов состоятельных граждан Красноярска, Новосибирска и Томска. К 2014 году у его компании «Новопроект» появился и более масштабный проект — подогрев тротуаров с большими площадями. Но существующие технологии подогрева позволяли использовать только 15% тепла, поскольку при укладке брусчатки или асфальта большая часть тепла шла не на таяние снега, а на прогрев верхнего покрытия, и требовала много электроэнергии.

Тогда Гочачко стал думать, как увеличить эффективность подогрева. После четырех лет работы придуманные его командой плитка и дорожное покрытие используют тепло на 97%, а дорожное покрытие выдерживает КамАзы. За счет чего? Внутрь плитки, у самой поверхности, встроен электрический нагревательный элемент; благодаря особому воздухонаполненному бетону тепло не теряется: вся энергия идет наверх. При этом нагревательный элемент включается и выключается автоматически по выносным датчикам температуры и осадков во время снегопада, что позволяет сократить энергопотребление.

Когда тает снег, образуется талая вода, ее надо отводить. В России ливневая канализация часто работает плохо. Поэтому в «Новопроекте» придумали подогреваемый ливнесток, который идет вдоль тротуара и сбрасывает воду в магистральный коллектор. Чтобы ливнесток не забивался грязью, нужны газоны. Причем трава на этих газонах высаживается на песке, чтобы он не заболачивался и не промерзал зимой. В России пока так не делают.

Для незамерзающей плитки и дорожного полотна заказаны специальные материалы. Нагревательный элемент производится тверским ОКБ «Композит», высокомарочный цемент М700 — жигулевским заводом «ПЗСК». Производство «CleanRoad» располагается в Ногинске, но в планах экспансия в регионы.

Стоимость 1 м2 инновационной тротуарной плитки — от 1500 руб., дорожной — от 2200 руб., а 1 м2 обычной прессованной плитки в Москве стоит 1000 руб. Плитку как у «Новопроекта» в России не делает никто. Это, собственно, даже не плитка, а целая система — плитка, подогреваемый ливнесток и газоны. Система называется Clean road, она сделана не для отдельных домовладений, а способна изменить всю городскую среду. Устройства, правда, потребуют изменения принятых норм проектирования и строительства. Подобные тротуары есть в Европе, США, Канаде и Японии.

«Если нам предложат сделать объект только с подогреваемой плиткой, без решения вопроса водоотведения, то, какие бы деньги ни предложили, откажемся, — говорит Антон Гочачко, — потому что тем самым не решим проблему, а лишь сделаем дорогую и неэффективную заплатку».

На порядок выгоднее

В «Новопроекте» утверждают, что тротуар с подогревом «CleanRoad» в эксплуатации в несколько раз дешевле, чем использование реагентов и труда дворников, в зависимости от региона и проходимости улицы. В Москве такой тротуар окупится за 1-2 сезона, в регионах — за 3-5 лет. Энергопотребление тротуара системы «CleanRoad» в средней полосе России составляет 25 КВт/ч на м2 за всю зиму или, в зависимости от энерготарифа, 50-100 руб./м2. Снегоочистка улиц Москвы сегодня обходится от 735 руб./м2 в сезон (по данным ДЖКХиБ г. Москвы). Кроме того, срок службы незамерзающей плитки дольше: с неё не нужно скалывать лёд, в межплиточные швы не проникает вода, разрушающая любое дорожное покрытие. Также снизится солевое загрязнение почв и водоёмов, сократится количество зимних травм у людей.

«Новопроект» пока не получил муниципальных заказов, но уже есть десяток заказов от девелоперов элитных коттеджных поселков в Московской и Смоленской областях на тротуарные дорожки. «Сколково», резидентом которого является «Новопроект», помогла компании получить крупный заказ от строительной компании из топ-5 на юго-западе Москвы на улично-дорожную сеть внутри крупного жилого комплекса. Названия компаний пока не раскрываются. Гочачко рассчитывает, что в 2019 году оборот «Новопроекта» достигнет 15 млн евро. В 2017 году выручки не было: команда занималась разработкой «CleanRoad». В НИОКР было вложено 10 млн руб. В 2019 здесь рассчитывают на заказы «Росавтодора» по замене дорожного полотна на опасных участках в горах.

Разработчики не ограничиваются российским рынком и в ближайшее время собираются внедрять свои технологии в странах северной Европы. Так, финская компания «S.E.T.S. », специализирующаяся на ландшафтном строительстве, уже применила технологии «CleanRoad» в собственных выставочных центрах.

Футбольные поля с подогревом

Пока подогреваемые дороги и тротуары планируются в России, по технологии «Новопроекта» для частных детских школ в северной Европе строятся небольшие футбольные площадки (до 1000 м2) с подогревом. Дело в том, что искусственный газон быстро приходит в негодность при грубой очистке от снега. Существующие же системы подогрева футбольных полей предназначены в основном для больших площадей (7500 м2), иначе их использование попросту нерентабельно. Здесь и пригодилась российская разработка — система подогрева и водоотведения, выполненная в виде эластичного мата под газоном, стоит всего 18 евро за 1 м2. На сегодня по этой технологии построено три таких площадки в Норвегии и ещё четыре в Финляндии, на очереди — объекты в Польше и России, а также получение сертификата FIFA.

Автор: Наталья Кузнецова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья