ENG
Добавить в избранное
Мнение, Технологии

Цифровая трансформация авиаотрасли: тренды-2021

Дмитрий Попов

Дмитрий Попов

Генеральный директор компании Integro Technologies

Цифровая трансформация по своей сути не есть новомодный процесс или явление. Это выход на новый виток развития как информационных, так и организационных технологий, который начался несколько десятков лет назад и продолжается сегодня. Эта веха меняет не только бизнес-процессы, но и их культуру. Цифровизация в авиаотрасли не останавливалась никогда. Она затрагивает самые разные направления: отслеживание пассажиропотока, загрузка рейсов, работа с багажом, бухгалтерские операции, финансовый лизинг, закупки, управление персоналом, казначейство, документооборот, управление договорами, бюджетирование и другие процессы. Масштабность и многообразие проектов на рынке гражданской авиации являются свидетельством того, что в отрасли активно происходят процессы цифровой трансформации. Радует тот факт, что игроки отечественного рынка не уступают зарубежным конкурентам по уровню цифровизации.

Однако несмотря на высокий уровень автоматизации в отрасли, некоторые эксперты оценивают уровень внедрения цифровых технологий в гражданской авиации как точечный. Можно спорить с такой позицией. Я же считаю: до полной автоматизации всех процессов end-to-end — очень далеко, а до их интеграции — еще дальше. Последствия очевидны: чем меньше интеграция автоматизированных процессов end-to-end компании, тем больше принятие решений в конечном итоге базируется на интуиции и опыте ответственного лица, а не на объективных данных.

Вместе с тем авиаотрасль входит в число лидеров по генерации и накоплению цифровых данных. Их объем — колоссальный: информация о состоянии воздушных судов, расходе топлива, клиентские данные и др. Потенциал их использования — огромный: для оптимизации технического обслуживания и ремонта, обеспечения эффективного использования топлива, создания персонализированных предложений для пассажиров и проч. Отрасли еще предстоит раскрыть потенциал в полной мере.

Глава Министерства транспорта РФ Виталий Савельев 03.06.2021 в ходе сессии «Транспортный каркас экономики» на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил, что задачей ведомства является не просто оцифровка чего-то внутри него, а оцифровка всего транспортного комплекса. Можно сделать вывод, что объемы аккумулируемых данных будут только увеличиваться. Это позволяет согласиться с отраслевыми экспертами, считающими, что основные достижения цифровизации в авиаотрасли еще впереди. И, конечно, это очень большая ниша как для новых технологий, таких как ИИ (искусственный интеллект), ML (machine learning — машинное обучение), Big Data, так и для классических BI-решений — применения методов и инструментов бизнес-аналитики.

Во всех отраслях во все времена «борьба» шла и будет идти либо за снижение издержек (внутренняя оптимизация), либо за повышение доходов (расширение продаж). Нужно добавить, что в авиации также важен вопрос безопасности полетов. Цифровизация помогает и первому, и второму, и третьему. В периоды кризисов, в том числе во время пандемии COVID-19, когда авиаотрасль оказалась в числе наиболее пострадавших, борьба только обостряется. В этой связи внимание к цифровой трансформации в авиаотрасли сегодня как никогда высоко, особенно в контексте повышения комфорта и безопасности услуг авиаперевозчика, аэропортов и снижения цен.

Цифровая трансформация в авиаотрасли касается производства авиатехники и перевозок (пассажирских и грузовых). В последних отдельного внимания заслуживают работа авиакомпаний, аэропортов, взаимодействие с пассажирами, заказчиками грузовых перевозок, функционирование единой системы организации воздушного движения. Также важно не забывать про регулирующие органы и подготовку кадров в отрасли. Примеры в контексте актуальных трендов рассмотрим ниже.

Гражданское авиастроение

Гражданское авиастроение сегодня находится в роли догоняющего по отношению к мировым глобальным лидерам, в первую очередь Airbus и Boeing. В части технологических трендов можно часто услышать, что к уже используемому компьютерному проектированию необходимо добавлять MBSE (Model Based Systems Engineering). Это методология, в рамках которой анализируется развитие взаимосвязанных моделей для разработки конечной системы. Они предлагают оптимальный способ изучения, обновления частей системы и предоставления информации о них заинтересованным сторонам. Цель одна — сократить или исключить использование документации. Разумеется, не исключается применение других передовых технологий. В выступлениях на недавнем ПМЭФ чаще других звучали следующие активно развивающиеся сегодня технологические тренды в части цифровизации отрасли:

  • создание цифровых двойников самолета для решения различных задач;
  • BIM-технологии (англ. Building Information Model или Modeling) — подход к строительству и проектированию на основе информации о здании со всеми взаимосвязями и зависимостями в рамках инфраструктуры;
  • применение дополненной и виртуальной реальности при проектировании, производстве и поддержке эксплуатации самолета;
  • промышленный интернет вещей (IoT).

Часто в СМИ упоминаются успешные примеры применения технологий в авиастроении для оборонно-промышленного комплекса России, которые так же эффективно могли бы быть использованы в гражданском сегменте. Например, математическое моделирование с использованием суперкомпьютерных технологий позволило существенно сократить время проведения работ и финансовые затраты в ОКБ Сухого.

Организация воздушного движения

В части организации воздушного движения интересным трендом, на мой взгляд, является технология ADS-B (Automatic Dependent Surveillance Broadcast) / АЗН-В (автоматическое зависимое наблюдение-вещание). Технология, внедряемая в настоящее время, в том числе в России, позволяет и летчикам в кабине самолета, и авиадиспетчерам на наземном пункте наблюдать движение воздушных судов с большей точностью, чем было доступно ранее, и получать аэронавигационную и погодную информацию. В будущем технология должна обеспечить автономное управление воздушным движением и минимизировать влияние человеческого фактора.

Клиентский опыт

Многие тренды цифровой трансформации в остальных составляющих авиаотрасли, на мой взгляд, сфокусированы на взаимодействии с клиентом. Во всяком случае, такой подход закладывается в основополагающий отраслевой документ — Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, утвержденную правительством РФ, основная идея которой, по словам первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Андрея Белоусова, состоит в том, чтобы превратить транспорт в «единую, связанную, клиентоцентричную систему с опорой на новейшие технологии», где клиент — это «пассажир и грузоотправитель». В стратегии планируется и предусмотреть «поэтапную цифровизацию» транспортного комплекса, в том числе для:

  • создания основы беспилотного управления транспортом,
  • перевода перевозочных документов в электронный вид,
  • перехода к моделированию транспортных потоков в режиме реального времени,
  • использования технологий Big Data и искусственного интеллекта (ИИ), в частности при расширении транспортной инфраструктуры,
  • применения технологии прогнозной (предиктивной) аналитики отказных состояний.

Все эти направления касаются и авиаотрасли. Например, технологии искусственного интеллекта уже активно применяются как на борту (в комплексе авионики самолета), так и в обеспечивающих задачах при создании техники. Аналитика на основе «больших данных» (Big Data), семантический поиск по большим объемам информации (включая неструктурированную информацию) позволяет, например, «Аэрофлоту» увеличивать продажи и повышать лояльность пассажиров через систему рекомендаций для клиентов, прогноз ожидаемой выручки, анализ обращений и жалоб.

Уберизация авиаотрасли

Новым, зарождающимся сегодня трендом, на мой взгляд является уберизация авиаотрасли (уберизация или юберизация — замена посредников (людей или организаций) цифровыми платформами; термин произошел от названия компании Uber). В конце января этого года авиакомпания S7 Airlines запустила сервис бронирования пассажирских самолетов под частные мероприятия. К сожалению, развитие направления гораздо сложнее, чем уберизация такси, по причинам регуляторного характера. Но и автомобильная отрасль считалась самой консервативной. Однако сегодня электроника, включая программное обеспечение, занимает не меньшую, а иногда и большую часть стоимости автомобиля по сравнению с самой дорогостоящей частью — двигателем. Уверен, такие же изменения произойдут в гражданской авиации, в которой все участники — и пассажиры, и перевозчики, и все остальные — в результате цифровизации получат совсем другие уровни сервиса.

Персонализация

Совсем скоро информационные системы аэропорта и самолета, а затем всех других участников авиаотрасли будут автоматически распознавать пассажира, делать персональные предложения и автоматически адаптировать, подстраивать окружающую среду под его предпочтения как в аэропорту, так и на борту. Осознанное всеми участниками отрасли требование сегодняшнего дня — продолжение цифровой жизни пассажира и в аэропорту, и на борту самолета. Уже появились и активно внедряются решения для обеспечения работы Wi-Fi во время полета с соответствующими развлекательными системами. Тренд будет только развиваться из-за необходимости снижения стоимости билета под влиянием пандемии. Авиакомпании смогут это компенсировать продажей большего количества услуг в аэропорту и на борту самолета.

Мобильность

Кроме пассажиров, цифровизация касается перевозчиков. Уже сегодня для контроля загрузки рейсов, передвижения пассажиров во многих авиакомпаниях используются бортовые планшеты. У менеджеров — мониторы руководителей. У стюардесс — планшеты с информацией о каждом конкретном пассажире по питанию, пересадкам, стыковкам, сопровождающим и многое-многое другое. У пилотов — персональные устройства, на экранах которых они видят электронную документацию, имеют доступ к автоматизации выполнения инженерно-штурманских расчетов, выводу изображения с камер наблюдения и др. Компания S7 Airlines («Сибирь»), оценивая свое аналогичное мобильное приложение для бортпроводников — Cabin Crew Pad, помимо возросшего качества обслуживания на более высокий уровень заявляет, что избавила бортпроводников от 10 кг бумажной документации. 10 кг!!! Сложно переоценить цифру, зная постоянную загрузку бортпроводников, которая начинается задолго до встречи и заканчивается далеко после расставания с пассажирами.

Безопасность здоровья

Транспорт в целом, особенно пассажирские авиаперевозки, — наиболее пострадавшая отрасль от ограничений, принятых в связи с COVID-19. Это не могло не оказать специфического воздействия на развитие технологий в ответ на кризис. В фокусе оказались технологии, обеспечивающие безопасные (в контексте пандемии) автоматизированные процессы, улучшающие качество обслуживания пассажиров, защищающие пассажиров и персонал:

  • полностью бесконтактная регистрация,
  • автоматизированный доступ в зал ожидания,
  • самостоятельная посадка с использованием биометрических документов и удостоверений личности,
  • удобные персонализированные сервисы для пассажира как в аэропорту, так и на борту,
  • развитие мобильных приложений для обслуживания пассажиров,
  • мобильные бесконтактные способы оплаты услуг,
  • мобильная отчетность о задержке багажа, информация об отслеживании багажа в режиме реального времени,
  • уведомления в режиме реального времени на мобильный телефон пассажира о багаже,
  • использование социальных сетей в процессе оказания услуг и многие другие.

Биометрия и багаж

Чуть подробнее о биометрии и багаже, на которых сейчас, на мой взгляд, основной фокус. 3 июня 2021 на площадке ПМЭФ министр транспорта Савельев заявил, что Минтранс к 2024 году рассчитывает ввести биометрическую систему идентификации пассажиров на авиа-, ж/д и общественном транспорте. Ранее, в середине февраля, сообщалось, что, согласно программе цифровой трансформации Минтранса на 2021–2023 годы, шесть аэропортов РФ к концу 2023 года будут использовать биометрические данные для идентификации пассажиров. Внедрение биометрии действительно идет активно и широко. Одним из последних сообщений по теме было внедрении биометрии в а/п Храброво (Калининград).

Что касается багажа, уже сегодня решения Bag Journey многих авиакомпании позволяют пассажирам самостоятельно отслеживать его местонахождение. Точнее, места сканирования багажной бирки по ходу движения багажа. Например, «Аэрофлот» в числе первых в России внедрил систему, получающую данные из 400 аэропортов и от 500 авиакомпаний. Пассажир может получить информацию о местонахождении багажа во время регистрации, при посадке, во время пересадки и в аэропорту прибытия. Цифровизация сегодня уже почти позволила повсеместно сдавать багаж без участия сотрудников авиакомпании. И недалеко до того, что пассажир сможет сдавать и получать багаж у себя дома. Хотя еще совсем недавно самостоятельная печать багажных бирок дома у пассажира или в автоматах авиалиний вызывала удивление и восторг.

Повышение эффективности

Цифровые технологии — незаменимые помощники авиакомпании в вопросах увеличения среднесуточного налета, сокращения оборачиваемости самолета в аэропорту, снижения себестоимости рейса, прогнозирования отказных состояний и во многих других процессах.

В аэропортах наблюдается внедрение цифровизации для управления инженерными сетями и ресурсами по аналогии с «умным» домом. При интеграции этих систем с ИС, прогнозирующими время прилета, потоки пассажиров, возможна оптимизация работы различных систем аэропорта (отопление, вентиляция, кондиционирование и др.) с учетом суточных пиковых нагрузок.

Однако нельзя забывать, что, несмотря на все вышесказанное, цифровизация — в числе других факторов, которые делают мировую авиацию более уязвимой перед киберугрозами. И компенсация этого влияния может вызвать более высокую стоимость авиаперевозок. Не могу не согласиться с мнением экспертов в области безопасности, наших партнеров, компании Bi.Zone, что активная и широкая цифровизация авиации повышает сложность отслеживания появления новых уязвимостей и угроз. Увы, последствия кибератак в авиации не ограничиваются только финансовыми потерями. Есть риск прямого вреда здоровью людей, а возможно, и жизни.

Поэтому еще одним трендом, осознание которого сейчас активно приходит в отрасль, является необходимость постоянного обучения и развития соответствующих экспертиз у работников отрасли в целом, повышение эффективности ИТ-служб в частности. Из актуальных трендов по этим направлениям:

• собственные виртуальные и удаленные ИТ-услуги, позволяющие сотрудникам работать из дома более гибким и эффективным способом,
• кибербезопасность,
• облачные сервисы.

В заключение повторюсь: транспорт остается отраслью, производящей колоссальный объем данных, лишь малая часть которого реально используется. Это огромный потенциал для развития. И его реализация, включая вышесказанное, сегодня осуществляется самым активным образом. Важно, что это происходит системно, на основе разных концепций. Например, в соответствии с концепцией перспективной трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT (New Experience in Travel and Technologies), разработанной еще в 2017 году Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) и Международным советом аэропортов (ACI).

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья