ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Это интересно

«Цифровой ГУЛАГ» для массового потребителя

Игорь Пылаев

Игорь Пылаев

Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу

Как скоро цифровой мир перейдет от рекомендаций к прямым указаниям потребителям что делать и как лучше жить? Сколько лет нас отделяет от разумного дефицита и морально-этического потребления? В массовое сознание уже вбрасываются понятия «цифрового ГУЛАГа», виртуального тоталитаризма, социально приемлемых норм поведения онлайн, напрямую влияющих на качество жизни офлайн. 

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Представьте ситуацию. Вы взяли или заказали в магазине три пакета молока и два килограмма апельсинов, а в момент оплаты выясняется, что проходит только одна покупка, молоко, и не три пакета, а два. Всё, больше не положено. Кем не положено?! В чем дело?

Ответ прост. Искусственный интеллект, опираясь на аналитику спроса и предложения данной торговой точки, оптимизировал ассортимент, количество товара на прилавках и на складе. И вдобавок рассчитал для каждого мало-мальски постоянного покупателя оптимальную потребительскую корзину, взяв за основу покупки всей семьи за последние годы.

Плюс сам магазин подключился к глобальной программе разумного, морально ответственного потребления, цель которой вполне благая — сохранение окружающей среды, снижения вредного производства, борьба с перееданием, ЗОЖ и многое другое.

Не суть важно, какими благими намерениями будет вымощена цифровая дорога. По факту для массового потребителя она станет дорогой в ад. Или, перефразируя Владимира Маяковского:

«Кто тут напокупал себе всласть?! Слазь! Кончилась ваша власть!» 

Контроль покупок и размера чека покупателей станет делом чести не только торговой сети, но и коммерческих банков, работодателей, общественных организаций и, наконец, чиновников. В виртуальном мире это делается по щелчку. А благая цель всегда оправдывает средства!

Наброски цифрового «счастья» мир увидел в начале января 2021 года в момент передачи власти от 45-го президента США Дональда Трампа — 46-му. Сторонников проигравшего президента победители начали банить в социальных сетях, преследовать в виртуальном пространстве, в том числе с целью ограничения их возможностей как потребителей. Речь идет не о единицах, а более чем о 70 миллионах избирателей и сторонников экс-президента США. Тревожный звоночек для остальных пользователей, покупателей и клиентов по всему миру!

Десятилетие, как минимум, нас приучают к разумному потреблению. Гиганты экономической и социальной мысли, авторитетные институты, социально-ответственные корпорации (понемногу, но весьма последовательно) продавливают, казалось бы, противоестественную модель социального поведения.

Зачем покупать меньше и существенно дороже в угоду неких моральных принципов (навязанных извне), если можно купить больше и дешевле? Потребительская революция, наоборот, раскрепостила потребителя, побудила его ни в чем себя не сдерживать и не отказывать. Какой смысл в перенастройке системы? Ответ снова предельно прост.

Всё может измениться в одночасье, если завтра искусственный интеллект и инженеры цифровых душ посчитают, что искусственный дефицит и грамотное распределение продукции — сверхприбыльное дело! Глобальные корпорации смогут экономить на потреблении энергоресурсов, той же электроэнергии, а излишки направлять на майнинг криптовалют и создания других цифровых ценностей. Задача адептов виртуального мира — схлопывание традиционного, пространственного бытия и быта людей до минимально возможного, математически выверенного… Чтобы как можно больше времени человек проводил онлайн.

Уже сейчас инженеры цифровых душ знают о нас практически всё: потребности, даже самые незначительные, желания и предпочтения, страхи и мечты. Ведь мы же сами отчитываемся перед ними в режиме онлайн не только о покупках, но и о своем времяпрепровождении. Цифровой след — как запись в личном дневнике или рабочем графике.

Сегодня эти знания трансформируются во всевозможные рекомендации, советы, рекламные предложения, которые нам услужливо подкладывают виртуальные помощники. Потребителей быстро приучили не только к контекстной рекламе, но и к более масштабным вторжениям в их личную жизнь в интернете. Многими это уже воспринимается как норма!

Хотя некоторые еще сопротивляются, настраивают поисковые системы под себя (благо, пока тот же «Яндекс» дает такую возможность), пытаются блокировать нежелательный контент. Однако даже эти маленькие победы возможны лишь с позволения самой системы.

От навязчивых рекомендаций до прямых указаний и ограничений в случай неисполнения — чрезвычайно короткий путь! Другой пример — введение Китаем с 1 января 2021 года системы социального кредита в рамках Гражданского кодекса. Система призвана регламентировать, анализировать и контролировать поведение жителей Поднебесной, в том числе в цифровом пространстве. Некое подобие рейтинга, только для граждан.

Социально безответственных ждет масса ограничений и обременений при получении банковских кредитов, страховок, образования, также на них не будут распространяться другие льготы, например на проезд в общественном транспорте, покупку определенных товаров и услуг. Самые ответственные, с высоким кредитом социального доверия, наоборот, получат бонусы и много плюшек. Это уже не рекомендации, а самое настоящее принуждение, хотя и в мягкой форме. Пока в мягкой форме…

Пройдет еще немного времени, и мы обязательно приучим себя во многом полагаться на мнение голосовых помощников.

«Скажи, “Алиса”, сколько и чего мне сегодня купить в магазине? С учетом не только моих пожеланий и возможностей, но и глобального кодекса социального поведения потребителя!» 

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья