ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Стартапы

Uber для овощей: в Сибири придумали умные теплицы

В Нью-Йорке сити-ферма «Бруклин Грандж» выращивает боле 23 тонн овощей ежегодно на двух городских крышах. Запустить аналогичные проекты в России предлагает стартап из Новосибирска iFarm Project. Свежие овощи, ягоды и зелень команда будет выращивать в теплицах-вегетариях круглый год, а управление сделают полностью цифровым, в будущем чуть ли не полностью исключив участие человека. Одна из теплиц в скором времени уже появится в «Сколково».

От семечка до лукошка

«Мы выступаем в роли интегратора, соединяя в рамках проекта уже работающие на рынке технологии. Наше ноу-хау – это ИТ-платформа, это софт», – объясняет исполнительный директор iFarm Project Максим Чижов.

Все процессы внутри теплиц компания намерена автоматизировать – жизненный цикл растения «от семечка до лукошка» будет контролировать разработанная инженерами проекта ИТ-система. Последняя работает по технологическим картам для каждой культуры, обеспечивая для каждой из фаз выращивания оптимальные условия, в том числе по микроклимату. Система контролирует множество параметров – влажность, температуру, уровень СО2.

Компания почти полностью автоматизировала процесс посадки растений – у нее есть специальная роботизированная система Farmbot, которая самостоятельно по заданной траектории делает лунки для семян, затем производит посадку и полив.

На стадии выращивания и сбора пока велика доля ручного труда человека – огурцы нужно подвязывать, клубнику пасынковать, объясняет Максим Чижов, и это еще делается вручную.

Самым сложным с точки зрения роботизации пока выглядит сбор урожая. Например, при сборе огурцов система на основе компьютерного зрения должна распознать зеленый огурец на фоне зеленых же листьев. Помидоры же придется анализировать не только по цвету, но и по степени упругости – для этого сегодня существуют особые датчики. С помощью технологии также можно будет распознавать сорняки, автоматизировав прополку, или определять степень готовности рассады к высадке.

В будущем у человека возникнет Food ID, аналог медицинской медкарты, с данными о вкусовых привычках, ограничениях и потребностях питания, прогнозирует Максим Чижов, и умные теплицы на их основе смогут корректировать характеристики растений в соответствии с индивидуальными запросами. По его оценкам, подобное может стать реальностью всего через 5-10 лет.

«Это именно то, что мы хотим развивать», – говорит он.

ИКЕА для теплиц

Идея проекта принадлежит известному ИТ-предпринимателю Александру Лысковскому, основателю компаний Foodnet и Alawar (разработчик игры «Веселая ферма»). Первую экспериментальную теплицу iFarm Project построила чуть менее года назад в Новосибирске – сегодня здесь выращивают помидоры, редис, огурцы. Вторая теплица вот-вот будет запущена в Академгородке вместе с компанией Uniscan Research, которая разрабатывает систему автоматизации второго поколения для проекта. Сейчас проект ведет переговоры с заводами, которые смогут производить модульные конструкции для будущих теплиц – тогда их будет проще и быстрее возводить.

Компания предлагает несколько моделей теплиц (на 100 и 500 кв. м), решения для крыш и теплицы-пристройки к жилым домам. Стоимость модуля на 100 кв. м составляет 3,5 млн руб., окупить его компания предполагает за 3,5 года. Для запуска теплицы нужна только территория, вода и электричество.

Хотя продажи оборудования еще не начались, у iFarm Project уже 260 заявок от потенциальных франчайзи от Калининграда до Владивостока и даже из-за границы. Пока, правда, развиваться решили в Сибирском федеральном округе и Московском регионе – сейчас идут переговоры о теплице на 500 кв. м в Бронницах. Форматом заинтересовалась и компания ПИК – в том числе застройщик рассматривает возможность запуска теплиц iFarm Project на крышах жилых комплексов.

Ставят на органику

«Мы ИТ-компания, которая продает овощи», – подчеркивают в iFarm Project.

В планах у компании – запустить систему централизованных поставок продукции в торговые сети и рестораны. Продукцию предполагают выращивать органическую, на почвенных субстратах. И это, пожалуй, еще один вызов – сегодня в России нет регулирующего рынок органической продукции законодательства, к тому же органика все же подразумевает выращивание в открытом грунте, а не в теплицах, вдали от промышленных производств, с обязательной сертификацией почв. А большинство тепличных хозяйств работает на гидропонике, в том числе из-за большей эффективности.

«Переход на почвенные среды позволит повысить качество продукции, но увеличит затраты на производство. Гидропоника экономически эффективнее. Но вкусовые качества будут лучше. Такой способ производства повысит лояльность потребителей, ведь продуктам, выращенным в почве, они доверяют больше», – говорит председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

Потребителей беспокоит качество продукции на прилавках, и категория organic может успешно занять свою нишу, согласна генеральный директор «Интерагро» Екатерина Бабаева. Как показывает опыт европейских рынков, там продукция органического земледелия продается повсеместно и составляет серьезную конкуренцию обычной сельхозпродукции, говорит она.

Вместе с тем рынок органики в России пока совсем небольшой, ведь развитие тормозится отсутствием массового спроса, в том числе из-за высоких цен на продукцию. А продукция iFarm вряд ли будет бюджетной, в том числе из-за необходимости окупить оборудование – теплицы на 500 кв. м стоит 17 млн руб. И хотя сама компания оценивает срок окупаемости в пределах 3,5 лет, на рынке в цифре сомневаются.

«90 кг томата в год с кв. м – это максимум в теплицах 5 поколения при круглогодичном цикле выращивания, значит, с каждого кг нужно получить прибыль 111 рублей», – говорит Владимир Макаров, основатель проекта Eco Green.

Прирожденные фермеры

Сити-фермерство сегодня и правда становится все более доступным форматом производства свежей продукции, главным образом из-за продолжающих дешеветь систем диодного освещения. Спрос подстегивает качество, у сити-фермеров нет длинного логистического плеча, а значит, продукция может дозреть на грядке. В России развитию отрасли способствуют еще и традиционные привычки населения.

«У нас хорошая инженерная школа, у всех есть дачи, наша нация более предрасположена к сити-фермерству. Во многих западных странах люди думают, что помидоры растут в супермаркетах, как в банкомате», – поясняет CEO UrbaniEco школа и оборудование для сити-фермеров Татьяна Дубовская.

Правда, в большей степени развиваются проекты с гидропоникой, говорит Татьяна Дубовская.

«Если гидропоника правильная, если на ней не экономить, все будет в порядке», – добавляет она.

Впрочем, iFarm Project предлагает франчайзи и вертикальные фермы, в которых при желании клиента можно использовать гидропонику. Хотя в компании подчеркивают, что на почве продукция получается вкуснее.

В России начинающему сити-фермеру есть из чего выбрать – небольшую ферму можно собрать самому из материалов из ОБИ, можно заказать модульные конструкции за пару сотен тысяч рублей, есть решения и за несколько миллионов, их в том числе предлагает UrbaniEco. Но в целом рынок пока еще абсолютно голый: проверенного решения с использованием LED-ламп пока нет, все проходят через стадию экспериментов, и не только в России.

«И наши стартапы, и крупные мировые компании, такие как Panasonic, Philips, все сейчас пытаются разработать идеально работающие системы управления теплицами», – говорит Татьяна Дубовская.

Она подчеркивает, что сегодня у российских команд есть шанс занять нишу на рынке. Команда iFarm, утверждает она, большие молодцы, и чем больше будет красивых кейсов и историй успеха, тем больше людей будет вовлекается в эту отрасль, а кто выживет – покажет уже сам рынок: все решат экономика и потребитель.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»