ENG
Стартапы

Уберизация для каршеринга

По статистике, личные автомобили простаивают без дела 21 час в сутки. С точки зрения экономики, аренда автомобиля может быть гораздо рациональнее и даже выгоднее для пользователя. Именно поэтому в мире развиваются сервисы каршеринга — поминутной аренды транспортных средств. Есть такие сервисы и в Москве. Однако теперь и в отрасль каршеринга пришла «уберизация» — тенденция, заключающаяся  в том, что между пользователями и поставщиками услуг встают виртуальные платформы-агрегаторы. Недавно в России заработал Rent-a-Ride — первый на отечественном рынке сайт-агрегатор в сфере каршеринга. На нем владельцы автомобилей (частные и юридические лица) оставляют предложения о сдаче в аренду своих автомобилей. Любой человек, имеющий водительские права, может взять на некоторое время понравившееся авто.

© Wavebreak Media / Фотобанк Лори

Создатели и планы

Стартап создан предпринимателями Павлом Поповым и Александром Ладыгиным. По словам Ладыгина, сначала возникла личная потребность в периодической аренде авто, а потом родилась бизнес-идея. Первые вложения для реализации проекта основатели взяли из собственных средств, позднее привлекли инвестора — российскую компанию «Проект ПИР», инвестора и промоутера российских и зарубежных стартапов. Общий объем инвестиций в проект оценивается примерно в 100 млн рублей; в основном средства вложены в создание инфраструктуры и разработку ИТ-платформы и мобильного приложения. Согласно инвестиционному плану, проект выйдет на безубыточный уровень в 2018 году. Возврат инвестиций запланирован на 2019 год.

«Мы видим большой интерес со стороны пользователей, — говорит Александр Ладыгин. — Власти делают многое для того, чтобы пересадить людей на общественный транспорт. Владеть автомобилем становится все менее выгодно: рост стоимости страховок, повсеместное введение платных парковок, да и увеличение цен на сами автомобили и их обслуживание. В США каршеринг — давно развитая сфера услуг, занимающая существенную долю рынка проката, составляющего порядка 65 млрд долларов. В России также можно ориентироваться на рынок автопроката, объем которого, по самым скромным подсчетам, составляет около 10 млрд рублей».

Как это устроено

Сервис помогает арендодателю определиться с ценой услуги, проверяет арендатора (действительны ли, например, права) и готовит пакет документов для участников сделки. Все платежи проходят через сервис. Монетизация проекта происходит двумя путями: Rent-a-Ride получает процент со сделки и представляет интересы страховых компаний.

Если у автовладельца открытая страховка, это значительно упрощает дело.

«В других случаях есть возможность вписать в страховку нового водителя, — поясняет Ладыгин. — Не все знают о том, что нового водителя можно вписать в действующую страховку. И КАСКО тоже можно оформить на несколько дней, чтобы защитить свой автомобиль на время аренды».

Платформа Rent-a-Ride  не ограничена по регионам. Разместить предложение об аренде можно из любой точки России. Но пока все предложения сосредоточены в Москве. Есть и еще одна особенность: Rent-a-Ride скорее не про часовую аренду. Несмотря на то, что собственник имеет возможность указать почасовой тариф, сервис ориентирован больше на долгосрочную аренду.

«Мы очень серьезно подходим к оформлению сделок, в том числе оформляем документы, проверяем арендатора, поэтому для нового пользователя обеспечить сделку в режиме «здесь и сейчас» бывает затруднительно, однако это не касается уже зарегистрированных пользователей».

Плюсы и минусы каршеринга

На сайте Rent-a-Ride есть калькуляторы, которые позволяют рассчитать выгоду от сдачи в аренду личного автомобиля или финансовые потери за год при покупке автомобиля в личную собственность. Учитывается класс автомобиля, его стоимость, ежегодное падение стоимости, цены на ОСАГО, КАСКО, техобслуживание, размер налогов и реальное время пользования авто. Нерентабельно, например, содержать машину и использовать ее только для поездок в выходные дни, и то не каждый раз. В целом, чем реже используется машина, тем выгоднее отказаться от покупки в пользу аренды. Единственный вариант, когда однозначно выгоднее купить машину — ежедневные поездки на работу.

«Конкуренция между брендами перемещается из автосалонов на карту агрегатора арендных предложений, — говорит Ладыгин. — В пользу этого свидетельствуют факты — Toyota договорилась о партнерстве с Uber, GM владеет 9% сервиса Lyft, Volkswagen инвестирует в Gett. Основной целью этих сделок является стремление вендоров понять, как взаимодействовать с пользователями, которые не хотят покупать автомобили».

Минус каршеринга, как обычно, кроется в деталях.

«Договор, который заключает пользователь такого сервиса в электронном варианте является с правовой точки зрения договором присоединения, что, в общем-то, все каршеринг-сервисы сразу указывают в своих документах, — предупреждает юрист бюро «Байбуз и партнеры» Иван Хорев. — Другими словами, для всех пользователей разработан единственный вариант договора с уже заранее определенными существенными и иными условиями, и пользователь может либо присоединиться к такому договору, либо отказаться от его заключения. Естественно, в условиях сиюминутной потребности далеко не каждый пользователь будет читать все условия договора и прилагаемых к нему документов, а потому может впоследствии столкнуться с рядом неприятных или неожиданных для себя вещей».

Автор: Мила Кретова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья