ENG
Аналитика, Прогнозы

UBS: Развитию беспилотной авиации мешают пассажиры

Первые беспилотные самолеты, управляемые с Земли, могут появиться в небе уже к 2025 году, говорится в исследовании инвестиционного банка UBS «Полет соло: как далеко мы продвинулись на пути к беспилотным самолетам?». Однако серьезным препятствием для внедрения технологии может стать нежелание пассажиров ею пользоваться, прежде всего из-за недоверия к надежности и безопасности беспилотных самолетов. 

Фото: pixabay.com

При этом развитие беспилотной авиации могло бы стать серьезным источником пополнения бюджетов авиакомпаний, полагают аналитики UBS. По их прогнозам, речь может идти об экономии в размере $35 млрд для авиации и аэрокосмической промышленности.

«Мы видим значительные возможности для экономии средств, а также возможностей получения доходов», — говорится в исследовании от UBS.

Сэкономят на зарплате 

Благодаря беспилотным технологиям снижение расходов в авиаиндустрии может произойти сразу по нескольким направлениям. Так, за счет более оптимальных маршрутов полетов снизятся затраты на топливо, которые составляют весомую часть расходов авиакомпаний (к примеру, в 2016 году Международная ассоциация воздушного транспорта потратила на топливо $133 млрд, или 20,5% эксплуатационных расходов). Как подсчитали в исследовании UBS, речь идет об экономии десятков миллионов евро в год.

Однако основная экономия может быть достигнута все же за счет снижения затрат на выплаты пилотам. Так, для регулярной пассажирской авиации этот показатель может составить $26 млрд по оценке банка; экономия для бизнес-авиации оценивается примерно в $3 млрд; для вертолетных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, она может быть в пределах $2,1 млрд. Предполагаемая экономия за счет снижения страховых выплат и обучения пилотов может составить около $3 млрд ежегодно. Также ожидается, что авиакомпании смогут нарастить доходы за счет увеличения коэффициента использования транспортных средств, как грузовых, так и пассажирских.

«Коммерческие авиакомпании с ограниченными затратами могут потенциально стимулировать дополнительный трафик на маршрутах, которые ранее не считались прибыльными», — говорится в исследовании.

Перевозка грузов станет дешевле

Применение беспилотных технологий в авиации может дать старт и глобальным изменениям на рынке логистики, говорится в исследовании. Снижение расходов на пилотов и даже отказ от них может привести в индустрию новых технологичных игроков. К примеру, более агрессивно сможет вести себя на рынке Amazon, активно тестирующий возможности беспилотной доставки уже сегодня. Также беспилотная технология может снизить планку выхода на рынок и для компаний среднего размера, предлагающих более узкий спектр услуг доставки для отдельных сегментов рынка. Таким может стать, к примеру, ниша фармацевтических товаров и товаров для здоровья.

Как и в случае с авиакомпаниями, для традиционных игроков рынка логистики использование беспилотных технологий может стать способом оптимизировать затраты. Из-за существующих регуляторных ограничений, скорее всего, трансформации сначала ограничатся переходом от двух пилотов к одному, и только затем — работой в полностью беспилотном режиме. Однако даже в такой ситуации ведущие игроки рынка (FedEx и UPS) смогут заметно снизить расходы на перевозки.

Так, по оценке банка, для FedEx переход к беспилотным технологиям может обернуться ежегодной экономией в пределах $0,5 млрд за счет снижения затрат на пилотов, для UPS — в пределах $0,3 млрд. Также экономия будет возможна и за счет снижения затрат на топливо. В случае с FedEx размер экономии может составить в пределах $17 млн, в случае с UPS — $11 млн.

Под угрозой кибератак

Среди основных рисков задействования беспилотников в коммерческой авиации, которые выделяет банк UBS, является возможность развернутой кибератаки на систему управления самолетом. Авторы исследования признают, что последняя теоретически может быть «взломана».

«Чтобы использовать беспилотные самолеты в коммерческой авиации, необходимо разработать новые или расширить существующие сегодня системы безопасности.  Должны быть, к примеру, установлены отказоустойчивые блоки, чтобы предотвратить атаку или, если она произойдет, защитить целостность самолета», — говорится в исследовании.

Сама система связи с гражданской авиации должна получить военный уровень безопасности.

«Действительно, угроза кибератаки становится основной угрозой для авиационной отрасли, при этом отрасль чрезвычайно полагается на компьютерные системы».

Чего боятся пассажиры

Пока потенциальные пассажиры не горят желанием совершать перелеты с помощью беспилотной техники. Как показывает исследование UBS Evidence Lab, в рамках которого было опрошено 8 000 человек, только 17% участников опроса, скорее всего, готовы совершить беспилотный полет. Большая часть (54%) от такой возможности отказались. Половина респондентов заявила, что не купят авиабилет на беспилотный рейс, даже если тот будет дешевле. Консервативнее всего настроены в отношении беспилотных самолетов потенциальные пассажиры в Германии и Франции, лучше всего технологию воспринимают в США.

«Возможно, со временем восприятие изменится», —  говорится в исследовании.

Однако также отмечается, что сегодня практически любая компания, которая начнет использовать беспилотные технологии, столкнется с сопротивлением клиентов и, скорее всего, сделает вывод о неэффективности с точки зрения дохода.

«Один из способов преодоления такого сопротивления заключается в том, чтобы авиакомпании сначала переходили от двух пилотов в кабине к одному. Полет будет выполняться автономно, однако пилот сможет отреагировать в случае чрезвычайной ситуации. Баланс между человеческим и компьютерным контролем полета может быть скорее эволюцией, чем революцией», — говорится в исследовании UBS.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья