ENG
Добавить в избранное
Стартапы

Учимся «на ходу»: приживется ли в России микролёнинг

На рынке онлайн-образования новый тренд: все чаще обучающий контент предлагают в формате микролёнинга, или небольшими порциями, и не обязательно у экрана ноутбука. Глобальный рынок услуги уже оценивается в $10 млрд и в ближайшие годы может утроиться, подсчитали в HolonIQ. Формат пришел и в Россию — обучение «на ходу» запустил стартап Skill Сup Романа Мандрика. Приживется ли новый подход в обучении и что сегодня драйвит новый рынок? 

Художник: Юрий Аратовский
Художник: Юрий Аратовский

На урок… 10 минут 

Современный человек перегружен информацией; темп жизни только ускоряется, но людям, которые хотят освоить новый навык, приходится тратить немало времени, а главное, денег. В Skill Сup обучаться предлагают не отвлекаясь от дел, буквально на ходу. А из гаджетов нужен разве что смартфон.

Изначально Роман Мандрик развивал проект с фокусом на корпоративных клиентов; его опробовали сотрудники многих компаний, среди которых — автоконцерн BMW, продуктовый ритейлер «Азбука Вкуса», сеть «Спортмастер». Как уточняет основатель, до конца обучения доходили 98% сотрудников: это высокий показатель. А уже с весны платформа работает и для частных лиц.

Микрокурсы включают видеолекции продолжительностью 5–10 минут, а также интерактивные кейсы, тесты для повторения пройденного, мини-подкасты и даже интеллектуальные баттлы между пользователями (так что это не просто набор видео). Формат адаптировали под привычки аудитории — люди привыкли к социальным сетям: платформа тоже имеет «инстаграмный» интерфейс. Это увеличивает частоту потребления контента, считают в компании.

«Это новая реальность, когда за час можно изучить курс, не отвлекаясь от дел, а затем сразу начать применять навык», — поясняет Роман Мандрик.

Интерактивность против «сливов»

Российским пользователям формат вроде бы «зашел» — в среднем количество пользователей платформы увеличивается на 20% в месяц; по оценкам компании, рост может составить 100–120% в год. Всего в проект пока вложили миллион долларов, основные траты пошли на разработку IT-продукта. Сейчас на платформе доступно более 20 курсов, в том числе по темам маркетинга, карьеры, публичных выступлений, продвижения. Например, среди них есть микрокурсы с Ex-CEO Альфа-Банка Алексеем Мареем и основателем «Связного» Максимом Ноготковым.

Средний чек платформы составляет около 4500 рублей, тарифы с индивидуальной связью с авторами курса могут стоить дороже. Суммы не самые большие, но нарастить обороты рассчитывают в том числе за счет повторных продаж (привлекать клиента для одной покупки не очень выгодно с учетом недешевого трафика).

У компании есть и фора по времени: в отличие от тех же Штатов, на отечественном рынке в микрообучении все только начинается. Правда, существует проблема «сливов» — как признает основатель, в России развита культура воровства контента. Бороться с этим намерены как раз за счет внедрения интерактивных механик, которые делают бессмысленным копипаст. При этом пользователи платформы не должны быть совсем новичками в профессии: формат скорее подойдет специалистам, которые хотят получить новые навыки или улучшить имеющиеся.

«Мы помогаем людям получить дополнительный навык к тому, что они уже имеют, чтобы получить дополнительный доход, немного пробиться в карьере или слегка прокачать бизнес», — поясняет Мандрик.

Формат не для всех?

Для молодежи, в том числе российской, новый формат обучения — прямое попадание, считают участники рынка. Сотрудникам 18–26 лет уже сегодня сложно фокусировать внимание более получаса, говорит эксперт по корпоративному обучению iSpring Олег Пашукевич. Он рекомендует оставить идеи организации многочасового обучения и обратиться к возможностям микроформата.

Но оценят формат не только выросшие на ТикТоке подростки. Мини-курсы можно вписать в самое загруженное расписание, онлайн-формат после перехода на удаленку в пандемию мало кого смущает. Длинные объемные курсы с большим хронометражем становятся менее интересны пользователям, люди все меньше готовы тратить массу времени на изучение материала, согласен консультант «ЯКласс» Андрей Илингин. И это относится не только к образованию, но также к edutainment, entertainment, искусству.

«Если микрообучение и не станет доминирующим форматом, подход в будущем станет более востребованным», — полагает Андрей Илигин.

Однако вопрос: для любого ли контента допустим микроформат? Преимущественно он подойдет для кратковременного обучения, полагает Ольга Борзова, директор Учебного центра РДТЕХ, например курсов повышения квалификации. А вот для фундаментальных наук или высшего образования в целом вряд ли будет актуальным.

«Микроуроки могут быть использованы как дополнительный инструмент, но не основной», — считает эксперт.

Микролёнинг отлично подходит для обучения hard skills: там, где требуется четкий навык, например владение Excel или иностранным языком, говорит Олег. Но важно не переборщить: так, обучить управленческим компетенциям исключительно с помощью микролёнинга будет трудно.

Микрообучение — это, безусловно, ответ на изменения окружающей среды, но формат становится модным, у людей создается иллюзия, что эксперт может решить все их проблемы, отмечает директор по ИТ-персоналу МТС Ольга Шашкарова. При выборе она советует включить критическое мышление, хорошо изучить эксперта, прочитать отзывы о курсе, не выбирать первое попавшееся. И хотя формат на рынке онлайн-образования уже во многом становится лидирующим, остается открытым вопрос, будет ли тренд долгосрочным.

«Это открытый вопрос: думаю, в течение 3–5 лет мы поймем, как быстро и насколько качественно сможем избавиться от минусов подхода», — отмечает Шашкарова.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья